«Что есть народ и правда…» Рассказываем об авторе музыки к фильмам Шукшина

12:30, 27 июля 2019г, Культура 3116


1
1

Наш рассказ – об авторе музыки к фильмам Шукшина.

Огранка

«Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездит по ней шоферО-о-ов... Был один там отчаянный шОфер…» Признайся, читатель, часто ты напевал эту песню? Никому ничуть не резало ухо это самое «шОфер», верно? Да и в самом деле, почему Пушкину можно изменять ударение рифмы ради, а народу нельзя?.. Но помнили бы люди песню, если бы не огранил этот алмаз Павел Чекалов?..

Знакомству Шукшина и Чекалова поспособствовал Сергей Аполлинарьевич Герасимов. На просмотре рабочего материала герасимовского фильма «Люди и звери» мэтр предложил Шукшину: «Ты композитора ищешь? А что, если с моим попробовать?» Шукшин тогда начинал работу над своей первой полнометражной лентой «Живет такой парень».

Историю о том, как Василий Макарович предложил композитору сделать сквозной музыкальной темой фильма песню о Кольке Снегиреве, Чекалов рассказывал не однажды. И каждый раз он вспоминал свое изумление, которое не смог скрыть, услышав предложение Шукшина.

«Ну каково было мне, получившему консерваторское образование, привыкшему к определенному академизму в музыке, слышать такое предложение: сделать центральной мелодией, темой Чуйского тракта какую-то замусоленную песенку? – писал позже Чекалов. – Все это показалось и странным, и… страшным.

– Что это за «тема» такая, Василий Макарович? Один текст чего стоит!..

– Да?.. Вот и прекрасно, вот и освободите ее от всякой шелухи. – Шукшин заметно разволновался. – К чистоте грязь всегда пристает. А песню – песню народ складывает».

Тут я сделаю отступление. Дело в том, что у песни был автор: слова ее написал уроженец Бийска Михаил Михеев. Это позже он стал писателем, а сначала выпускник Бийской профессионально-технической школы работал бригадиром по ремонту автомобильного электрооборудования на заводе, где чинили машины с Чуйского… Отношение Михеева к сочиняемым им тогда «песенкам» было весьма похоже на чекаловское. «В ту пору я особенно часто писал стихи, – вспоминал он. – Чаще всего это были вольные импровизации на мотивы модных тогда песенок, разных там «Кирпичиков», «Мурок» и прочих произведений из приблатненного фольклора. Писалось легко и быстро, и я не придавал этому занятию значения. Даже когда моя песенка про Кольку Снегирева широко пошла странствовать по Сибири, я и тогда не сделал для себя какого-либо практического вывода. 
Я любил электротехнику…»

Получается совсем по Ахматовой, помните: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»? Один сочинил «песенку», другой сделал ее огранку. Но если бы не гений Шукшина, сумевшего разглядеть и услышать!.. Причем не только то, что было на поверхности народной песни.

«Я взял из «Чуйского тракта» все возможное: его интонационный круг, обороты музыкальных фраз, перестроил, трансформировал в известной мере эту мелодию. И представьте, на основе главной темы фильма мне удалось сделать еще и лирическую тему Пашки Колокольникова – настолько емкими по пластике оказались возможности подсказанной Шукшиным вроде бы непритязательной музыки», – писал Чекалов.

За скупыми строчками

Шукшин не успел снять своего «Степана Разина», а его друг Павел Чекалов таки написал своего – симфоническую поэму для голоса и оркестра. Но попробуйте ее найти!.. Обнаружить в Интернете другие произведения композитора и конкретную информацию о его жизни и творчестве тоже сложно. «Чекалов – автор музыки к фильмам Шукшина» – эта фраза, увы, стала расхожей. Но в автобиографии 1980 года, написанной Павлом Владимировичем по месту работы для отдела кадров, читаем: «…мною написаны и изданы 600 музыкальных произведений, а также музыка к 40 кинофильмам и 12 театральным постановкам». Эту статистику «подправили» последующие 
15 лет его жизни… Так кто же вы, композитор Чекалов?

В биографии нашего героя белых пятен немало… Начиная с рождения. То есть с родителей, в молодости сражавшихся в дивизии Котовского. О том, что и мать, и отец композитора были потомственными дворянами, в семье старались забыть. Не вспоминали и о том, что в роду Чекаловых имелись священники. Замечательная исследовательница Валентина Попова (Чекалова) нашла сведения о десяти поколениях тверских священников Чекаловых. По ее информации, была у этого древа и московская ветвь.

Чем, как не происхождением, семейными традициями, наконец, генами, объяснить факт поступления Чекалова в консерваторию? Ведь как будто бы ничто не предвещало. Судите сами.

«Я, Чекалов Павел Владимирович, родился в 1927 г. 24 декабря в городе Москве… В 1934 г. поступил в среднюю школу. В 1941 г. работал на военном заводе №81 в качестве ученика токаря. Позже мне присвоили квалификацию токаря V разряда. На заводе я работал до 1944 года. В 1944 г. меня призвали служить в армию. После службы в 1945 г. поступил на работу в качестве рабочего-истопника при домоуправлении №8. Работал там до 1947 г. и одновременно учился в школе рабочей молодежи. В 1947 г. поступил в музыкальное училище при Консерватории и закончил его. В 1951 г. поступил в Московскую Государственную консерваторию им. П.И. Чайковского на композиторский факультет».

Заметили еще одно белое пятно? В 1944-м Павла Чекалова призвали в армию. По воспоминаниям родных и друзей, служить ему пришлось в летной части, но точных сведений снова нет. Сам же он, по словам его дочери Елены, о войне ничего не рассказывал.

Как складывалась его судьба после поступления в консерваторию? Из писем к любимой, ставшей позднее женой, видно – Павел жил музыкой. В годы учебы он получал персональную стипендию им. П.И. Чайковского, в 1956-м стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых композиторов (первая премия за камерную музыку). По окончании в 1957-м консерватории поступил на работу редактором в издательство «Советский композитор». С 1962 по 1967 год работал на Киностудии им. Горького в должности главного музыкального редактора. В 1967-м поступил работать в Московский государственный институт культуры. В 1972-м получил ученое звание доцента, в 1976-м стал заведующим кафедрой теории и истории музыки.

Биографию нашего героя дополняют сведения из истории кафедры: «С приходом… Чекалова П.В. на кафедре создалась подлинно творческая атмосфера». Что стоит за этими скупыми строками? Очень и очень многое. Тогда сотрудники других кафедр завидовали «теоретикам и историкам»; сейчас коллеги и ученики собираются вместе, чтобы отметить юбилейные даты ушедшего мастера…

Не раз Павел Чекалов прилетал на Шукшинские чтения. Его коллега Ольга Ладыченко рассказала мне: «Он дышал Алтаем! Возвращался в Москву буквально другим человеком, даже выглядел моложе…»

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая хранится пожелтевший листочек с печатным текстом под названием «Отзыв-характеристика». Вот его содержание:

«Говоря о П.В. Чекалове, я естественно вспоминаю творчество В.М. Шукшина… В.М. Шукшин неслучайно остановил свой выбор на композиторе П.В. Чекалове. Творчество этого композитора давало Шукшину возможность проявить истовую сущность русской народной души. М.А. Шолохов сказал, что Шукшин «не пропустил момент, когда народу захотелось сокровенного». Композитор Павел Чекалов много способствовал режиссеру В.М. Шукшину выразить на экране это сокровенное чувство народной правды.

Мне думается, что профессор и прежде всего педагог МГИК, каким является П.В. Чекалов в высшей степени может донести до сознания студентов что есть народ и правда.

Герой социалистического труда. Лауреат государственной премии СССР писатель В.Г. Распутин». 

«Истовую сущность русской народной души» – вам могло показаться, что писатель ошибся. Но в этот документ Распутин вносил позже правку, и слово «истовую» он не исправил…

Справка

• В 1958 году Павел Чекалов был принят в члены Союза композиторов СССР; в 1980-м – в члены Союза кинематографистов СССР.

• В 1983 году был удостоен Государственной премии СССР за работу в картине «Праздники детства» Р. и Ю. Григорьевых. Премию передал в фонд государства в поддержку искусства и культуры.

• В 1988 году П.В. Чекалову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Стиль и орфография приведенных документов сохранены

Фото из архива Е.П. Чекаловой

Фоторепортаж