Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена

07:40, 22 апреля 2022г, Культура 1882


Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена Фото №1
Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена Фото №2
Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена Миниатюра №3
Что такое урало-сибирская роспись и как она устроена Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайском краеведческом музее в прошлую субботу рассказали о происхождении и смыслах урало-сибирской росписи и ее алтайской разновидности.

«Так было у бабушки»

Лекция заместителя директора музея по науке Оксаны Мамонтовой «В поисках райского сада» прошла в рамках выставки «Тренд на традицию», которая представляет старинные образцы и современные версии народной росписи на деревянных предметах быта и интерьера: прялках, кадках, дверях и полатях.

Оксана Мамонтова – этнограф с многолетним стажем полевых работ, кандидат исторических наук. В самом начале встречи она подчеркнула: ни одну версию происхождения урало-сибирской росписи нельзя подтвердить источниками, поскольку долгое время наше крестьянское искусство вообще никто не изучал. «Есть предметы, но сами по себе они нам мало что скажут», – считает она. Впервые эти экспонаты начали собирать во второй половине XIX века. К анализу приступили только в конце столетия, в тот момент уже трудно было выявить сакральный смысл росписи.

– В Краснощёковском районе я зашла в дом к одной бабушке, а у нее стены веранды расписаны цветочками и птичками в бело-красно-синей гамме, – рассказывает Оксана Сергеевна. – Она объяснила: «У моей бабушки так было в доме, и я повторила то же самое». Но понимание, для чего это нужно и что обозначает, утеряно.

Гипотезы

Первые письменные источники о русской росписи появляются еще в XI веке, и это замечания о росписи храмов. В XV–XVI веках появляются описания настенной росписи посадской городской культуры – в домах бояр и царской семьи. В 1740-х годах один из чиновников оставил записки, что в домах крестьян на Русском Севере встречал расписные потолки и стены. Самые ранние упоминания о росписи на Алтае и в Сибири относятся уже к 1840-м, а первыми на декор в крестьянских домах обратили внимание искусствоведы.

Есть мнение, что на домовую роспись оказывали влияние иллюстрации старообрядческих рукописей. Еще считается, что роспись фасадов и предметов пришла на смену резьбе.

– Существует масса версий происхождения. Считается, что именно наша, алтайская, роспись, как ответвление урало-сибирской, впитала в себя и Русский Север, и Поволжье, и Центральную Россию, и традиции Украины, и даже Средней Азии, – говорит этнограф.

Особенности

Что характерно для алтайской домовой росписи? Определенная цветовая гамма. В качестве фона – красный, белый или синий цвет. Ставни и наличники могли расписывать в светлых тонах. Цветы, как правило, окрашивались в красный, белый, голубой, редко в желтый или зеленый.

Чаще всего на старинных прялках встречаются растения (березовые листья, цветы лопуха, огоньки, колосья, ягоды облепихи или калины), птицы (трясогузки, синички, кукушки, ушастый филин) и зооморфные орнаменты – лев и конь. Бывают и изображения людей, например, дамы и солдата, идущих под ручку. Присутствуют сцены гуляний. Причем искусствоведы с юмором отмечают: неважно, что вокруг написаны цветы и ягоды, но люди едут на санях.

– Когда-то избы топились по-черному, там было не до красоты: окошечки маленькие, затянутые каким-нибудь бычьим пузырем. Потом стали переходить на светлые избы, топить печь по-белому, увеличился оконный проем и люди задумались, что надо бы навести красоту, – рассказывает Мамонтова. – Другая версия – что в XIX веке активно строились деревянные дома для чиновников, появились бумажные обои, и крестьянам хотелось перенять эту моду, так что роспись имитировала обои в цветочек.

Сколько это стоило?

На Русском Севере в конце XIX века роспись дома могла стоить 10 рублей, на Алтае, по словам Оксаны Мамонтовой, еще дороже: в 80-е годы XIX века за роспись можно было заплатить от 30 до 90 рублей. Для сравнения: лошадь в те годы стоила от 12 до 25 рублей. Исследователи считают, что в большей степени роспись домов характерна для старообрядцев, а они во многих вопросах были людьми прогрессивными и умели зарабатывать.

– В связи со спросом сюда приходили мастера, причем лучшими считались тюменские, – рассказывает этнограф. – Ежегодно Тюмень поставляла от 300 до 500 красильщиков, которые уходили на заработки на Урал, Алтай, в Забайкалье в одиночку, с учениками или целыми артелями.

– В отличие от Русского Севера или Урала на Алтае не сохранилось большого количества домовой росписи, – замечает Оксана Мамонтова. – После Гражданской войны многие дома зажиточных крестьян были раскатаны для строительства школ. А в 1920-е годы сменилась тенденция оформления внутреннего помещения, и росписи стали закрашивать однотонной краской. В экспедициях мы ее сегодня встречаем очень редко, а в основном можем увидеть только в музее. К сожалению.

Кстати, выставка «Тренд на традицию» будет работать до 22 мая. А 24 апреля в музее пройдет лекция обо всем спектре русской росписи – городецкой, семеновской, хохломе.

Что означают символы в росписи?

Считается, что в русской росписи переплелись языческие и христианские символы.

Дерево – не просто дерево, а древо. Древо жизни, райское древо, связь между прошлым и будущим,  символ продления рода.

Цветочная розетка на потолке или полатях – символ солнца и огня, очистительной силы.

Птица – свобода, счастье.

Лев – символ бессмертия Христа и хранитель дома. Его появление может быть связано с традицией храмового строительства, но есть версия, что мастера подсмотрели льва на… британском гербе.

Конь – символ солнца, смены времен года и стихийных явлений.

Фоторепортаж