Дмитрий Петренко: Мы ведь хотим не просто вбить гвоздики и повесить картинки – главное, чтобы получился праздник

08:14, 02 июля 2023г, Культура 995


Дмитрий Петренко: Мы ведь хотим не просто вбить гвоздики и повесить картинки – главное, чтобы получился праздник Фото №1

О том, как Алтайское отделение Союза художников России шло к крупнейшему за последние 43 года межрегиональному выставочному проекту, мы поговорили с председателем правления, – живописцем Дмитрием Петренко.

Заручились поддержкой

На вопрос, как возникла идея побороться за проведение «Сибири» в Барнауле, ведь в последний раз экспозиции такого уровня мы принимали сорок лет назад и, кажется, научились обходиться без масштабных событий, Дмитрий Александрович отвечает:

– Вообще-то, у художников старшего поколения, которые помнили выставку 1980 года во Дворце спорта, частенько проскакивала фраза, что было бы здорово это повторить. Потом человек обычно вздыхал и говорил, что есть объективные причины, почему этому не бывать. Но желание такое оставалось. Как правило, эти разговоры возникали во время больших выставок в других регионах.

– Как они проходили?

– Первая на моей памяти «Сибирь» состоялась в Красноярске и удачно совпала со 150-летием художника Василия Сурикова. Это было грандиозное событие в бывшем Музее им. Ленина на набережной Енисея. На открытие приезжали Зураб Церетели и режиссер Никита Михалков – как известно, он потомок Сурикова. Я приехал на нее как недавний выпускник Красноярского художественного института и именно тогда понял, насколько это значимо для авторов и какой это большой праздник. Спустя пять лет «Сибирь» открылась в Новосибирске. Потом я узнал, что ее площадь была довольно скромной, но как зрителю и участнику мне было все равно, главное – красивое открытие и хороший альбом по итогам, который мы все храним.

А вот подготовкой к новокузнецкой выставке 2018 года я уже занимался как председатель правления алтайского отделения: организовал сбор и отправку наших работ, чтобы произведения в целости доехали туда и обратно. «Сибирь-XII» проходила в помещении «Кузбасской ярмарки» – бывшем троллейбусном депо на окраине города. Туда я уже ехал, мечтая, что когда-то это событие пройдет у нас. И предложил министру культуры края Елене Безруковой увидеть все своими глазами. Насколько я понял, сама атмосфера большой выставки сделала свое дело, мы заручились поддержкой Елены Евгеньевны, и работа пошла легче.

«Хорошо бы в Барнауле»

– Из чего складывалась подготовка?

– Мы уже 10 раз провели в Барнауле межрегиональную молодежную выставку «Аз.Арт Сибирь», последнюю – в 2021 году. Тогда решили: если хотим принять «взрослую» выставку, то нужна генеральная репетиция. Вышли с предложением к «Титов Арене», выиграли Губернаторский и Президентский гранты, и результат превзошел ожидания. Попытки показывать молодежное искусство делаются и в других регионах, но чтобы они стали такой долгой традицией, за этим должен стоять человек, и желательно, чтобы у него была поддержка. У нас это известный художник-график и педагог Николай Зайков.

– Почему в итоге Барнаул выиграл это право?

– Понятно, что мы не можем провести межрегиональную выставку на скудные средства нашей общественной организации. В Кемерове хотели получить ее под открытие крупного культурного кластера, Новокузнецк говорил, что у них есть место и средства, и единственный минус был в том, что предыдущая «Сибирь» прошла у них. И тогда председатели региональных отделений Союза художников сказали мне: «Знаешь, по логике хорошо бы в Барнауле. Успеешь получить гарантии финансирования – мы отдаем предпочтение вам». Для меня было важно вывести наш проект на краевой и правительственный уровень. И когда председателем оргкомитета стал заместитель председателя правительства Денис Губин, я вздохнул спокойно.

– Как я понимаю, в 2016 году, когда вы возглавили правление, о таком и речи быть не могло.

– Это оказался такой тяжелый период в жизни, что второй раз я бы, наверное, не решился (смеется). Мы проваливались в долговую пропасть. Больным вопросом стал отказ от выставочного зала на пр. Ленина, 111. Но зал был серьезным бременем, мы его не вытягивали, и благодаря этому решению удалось остановить снежный ком, грозивший нам потерей всей собственности, которая у Союза художников Алтая осталась еще с советских времен.

Была кипа судебных дел не в пользу Союза, долг перед генерирующей компанией в 800 тысяч, который не позволял зимой включить в мастерских отопление. Некоторые наши художники тогда безвозмездно дали средства для спасения, и большую сумму предоставил в долг Анатолий Щетинин, хотя шанс, что он вернет их, был невелик.

Кто в команде?

– Сейчас мы абсолютно не разбогатели, – продолжает Петренко, – так и остаемся скромной общественной организацией, но у нас нет долгов и закончены все судебные тяжбы. А еще налажены взаимоотношения с краевыми и городскими властями, это дорогого стоит.

– Каким образом?

– На самом деле, Союзу художников было необходимо менять концепцию этих взаимоотношений. В советский период профессиональные художники, оформители были обласканы властью, но рынок все поменял. Это не значит, что художники теперь стали «должны» власти, просто нужно было научиться разговаривать с позиций не требований, а некой инициативы, товарищеского предложения.

Сказать, что эта работа творческая? Да. Сам коллектив художников очень интересный! Знаете, раньше мы учитывали только краевые выставки, организованные Союзом художников в нашем бывшем зале на Новом рынке. Но когда кто-то из членов Союза организует персональные или групповые выставки в галереях, музеях и школах, вывозит свои работы в другой город или регион, неужели это не работа Союза? И когда мы впервые составили список всех проведенных выставок за год, их оказалось 80! Для меня самого эта цифра была неожиданной.

– Кто входит в команду, организующую «Сибирь-XIII»?

– Огромную помощь и поддержку мы получаем от министра культуры, от секретарей Союза художников по Сибири Андрея Машанова из Омска и Вадима Иванкина из Новосибирска. Отдельное спасибо хочется сказать возглавлявшему межрегиональный выставком народному художнику, члену-корреспонденту Российской академии художеств и секретарю Союза художников России Александру Муравьёву – он родом из Иркутска и будет участником выставки, но живет и работает в Москве.

И, конечно, нужны те, кто непосредственно будут делать выставку, рабочая группа: Николай Зайков, которому отдельное огромное спасибо за его инициативность и ответственность. Стиль, дизайн экспозиции создала команда архитектора Дмитрия Индюкова из дизайнерского бюро MDVA. «Лицо» выставки, ее товарный знак придумал лауреат и победитель множества конкурсов дизайнер Алексей Шелепов.

Наконец, нужно просто получать, распаковывать и развешивать работы из других регионов – этим занимаются директор выставочного зала музея «Город» Михаил Стёпкин и его профессиональная команда.

– То, что Президентский грант выиграть не удалось, сильно усложнило задачу?

– Люди, с которыми мы работали, – тот же Алексей Шелепов, ребята из MDVA, рабочая группа, – все мне сказали: «Если тяжело, режь наши суммы». Значит, наш проект стал вопросом престижа и творческой самореализации. Мы ведь хотим не просто вбить гвоздики и повесить картинки – главное, чтобы получился праздник.

Фоторепортаж