В Барнауле открылся авторский проект «Кочевье»

19:14, 01 февраля 2024г, Культура 1481


Фото: Художественного музея Алтайского края.
Фото: Художественного музея Алтайского края.
В Барнауле открылся авторский проект «Кочевье» Фото №2
В Барнауле открылся авторский проект «Кочевье» Фото №3
Фото: Художественного музея Алтайского края. миниатюра
В Барнауле открылся авторский проект «Кочевье» Миниатюра №4
В Барнауле открылся авторский проект «Кочевье» Миниатюра №4

«Такого у нас еще не было, чтобы художник привозил камни, старые вещи и такие удивительные холсты и тексты», – говорит директор краевого Художественного музея Инна Галкина об авторском проекте Алексея Дмитриева «Кочевье».

До 3 марта здесь можно увидеть графику, фотографии, коллажи, костюмы, объединенные темой древних кочевых культур и личным опытом художника, живущего в Горно-Алтайске, но чувствующего себя человеком мира. Экспозиция закручивается вокруг грубо сколоченной деревянной лестницы, неизвестным образом «вкопанной» в пол выставочного зала и ведущей куда-то в воздух. Искусствоведы замечают, что не только зритель должен быть готов к такому формату репрезентации искусства, но и музей, для которого это впервые. А вот сам автор советует попробовать воспринять эту выставку не разумом, но сердцем.

Показ бесконечного

Вообще-то барнаульская публика уже знакома с Алексеем Дмитриевым, просто в совершенно другом качестве: в 2022 году он представлял в ГХМАК свои иллюстрации к «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва. Оформленная им книга вышла ограниченным тиражом в московском издательстве «Арбор», была отмечена на международном конкурсе и разошлась по частным коллекциям. И вот спустя всего полтора года (невиданный случай для музея) художника снова приглашают в Барнаул с выставкой.

– Он привез работы, свернутые в трубочки, а я смотрела и думала, как же это показывать? Там состаренная ткань, на ней коллажи, – рассказала нам куратор Оксана Сидорова. – Заносит мешки с песком, камни, потом лестницу и костюмы, а я вижу, что они мятые. И что, отпаривать их? Но это же кочевники, какой утюг?

В итоге коллажи на ткани сверху крепятся на грубые жерди, а их нижние края, словно юрты кочевников, привязаны веревками к камням на полу. В том, что сперва кажется сдержанной монохромной абстракцией, если смотреть рассеянным взглядом, вдруг возникает колесо, мифическое дерево Байтерек или человеческая фигура, почти растворенная в пространстве. Под лестницей в песке мерцают осколки расписной риштанской керамики – как кусочек голубого неба над бескрайней степью цвета охры.

– Выставка учит пространству, благо у художника подготовка сценографа, и это пространство нужно почувствовать, – говорит искусствовед, председатель регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Михаил Шишин. – Это пластический показ бесконечного. И лестница – ее нельзя было сделать «новой», это старая вещь, по которой сколько-то людей поднималось куда-то, мечтало, уходило. Она как старинная чашечка с трещинами в восточной чайной церемонии, которая «подключает» тебя к череде всех людей, которые ее когда-либо касались.

Всё летит

«Здесь не отдельные картины, а общее пространство, в котором все летит», – говорит Шишин. В том числе театральные костюмы из старого спектакля 
«И взойдёт твоя заря» Национального драматического театра в Горно-Алтайске, который в свое время оформил Дмитриев. Оксана Сидорова рассказала, что их планировали представить в углах зала, но места не хватило. И тогда они с художником придумали тоже повесить одежды под потолком на жерди с раскинутыми в стороны рукавами, так что теперь они то ли летят, то ли обнимают зрителя.

Сам Алексей Дмитриев говорит, что открыт для любых интерпретаций увиденного, и чем больше их будет, тем лучше:

– Я получал диаметрально противоположную реакцию на одни и те же свои работы: от признания до полного неприятия, даже с руганью. И был этому тоже рад, потому что понимал, что затронул в человеке те струны, с которыми он сам внутренне не согласен. И когда спрашивают, как смотреть на эти работы, я советую не пытаться залезть в них головой. Нужно просто почувствовать, происходит с вами что-то или нет. О том же мне говорил мой сенсей в айкидо Жерар Блез после посещения моей выставки в Новосибирске: «Я не пытался понять, что изображено и как, я просто стою перед работой и либо начинается какое-то движение, тепло в области сердца, либо нет». Я считаю, это правильно. Все-таки разум нас разъединяет, мы все слишком по-разному мыслим, а сердце – это то, в чем мы можем объединиться.

К слову о пространстве. Перед открытием выставки Алексей Дмитриев провел встречу с местными художниками и студентами творческих вузов, на которой рассказал, как обнаружил, что методы театрального художника применимы в работе над книжными иллюстрациями. «Самое главное, что есть общего и в театре, и в книге, – ты должен вовлечь зрителя или читателя в процесс сотворчества».

Справка

Алексей Дмитриев родился в 1963 году в Ташкенте, получил диплом по специальности «художник театра». Работал в Москве. В 1991 году переехал в Республику Алтай, в 1993–1997 годах работал главным художником Национального драматического театра. С 2010 года постоянно сотрудничает как дизайнер и иллюстратор с издательством «Арбор» (Москва). Президент и ведущий инструктор Федерации айкидо Республики Алтай.

Фоторепортаж