Фишинг, буллинг и мама-дзен: в Алтайском крае родителям расскажут об информационной и психологической безопасности

15:11, 15 марта 2024г, Общество 924


Фото: центр
Фото: центр "Мир детства"

Цикл вебинаров для родителей и педагогов стартовал  в рамках проекта АлтГПУ «Семья — планета детства». В марте-апреле будут проведены 24 вебинара. Они организованы Министерством образования и науки Алтайского края совместно с АлтГПУ и посвящены  разным аспектам безопасности жизнедеятельности ребенка и семьи в целом. Спикерами вебинаров являются лучшие лекторы — консультанты родителей, представители шести институтов АлтГПУ.

Киберугрозы и фишинг

Первые занятия посвящены информационной безопасности детей и взрослых. Эксперты рассказывают  о различных  киберугрозах  и вредоносных программах,  взломах аккаунтов и кибератаках. Также идет  речь о возможной утечке данных и приемах социальной инженерии – это фишинг и обман учащихся (через электронную почту и личные сообщения).

На следующих вебинарах  речь уже пойдет о психологической безопасности.

Проект «Семья – планета детства»  пятый  год реализуется в рамках национального проекта «Образование» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Педагогический университет активно включился в эту работу.

Тематика консультирования очень широка: от вопросов ожидания ребенка до проблем формирования учебной мотивации, духовности, профессионального выбора детей. Многие запросы связаны с логопедическими проблемами у ребенка, трудностями детско-родительских отношений, социальной и гендерной идентичностью подрастающего поколения. Встречи с родителями проводятся как в специально оснащенных консультационных зонах, так и дистанционно через Skype.

Огромный мир

Рассказывает Галина Парфенова, доцент АлтГПУ, руководитель проекта «Мир детства»: 

«Проект назвали в свое время «Семья — планета детства», руководствовались возникшими ассоциациями: как наша планета — очень разная, постоянно изменяющаяся, уникальная, яркая и наполненная стихиями, так и любая семья — появляется, растет, меняется, развивается, проходит кризисные этапы и вновь расцветает. Для ребенка  это огромный, бесценный, самодостаточный мир. Это и теплый очаг, и бурное течение, и тихая, ласковая гавань, и фантастические мечты, становящиеся былью; это опыт жизни, человеческих отношений, понимание преемственности семейного рода. Как планета во Вселенной — обособлена, но в системе иных вселенских объектов, без которых не может существовать, так и любая семья — автономна, но в системе других семейных «планет».

Важно и то, что консультации даются  родителям не только из Алтайского края, но и десятков других регионов.   За четыре  года  оказано 90 тыс. консультационных услуг в индивидуальном и групповом формате, очно и дистанционно. В 2024 году намечено проконсультировать 100 тысяч  родителей.

Галина Парфенова:

«В 2020 году частыми были запросы — как преодолевать тревожность и страхи, которые развились у детей на фоне ковидной пандемии; как обучать ребенка онлайн, в то время для многих родителей — затруднительный формат обучения. Из-за того, что все семьи находились постоянно дома, появились запросы: «папа (мама/ бабушка… ) неправильно воспитывает ребенка…; раньше я много времени был(а) на работе, а теперь «все понял»; как решать конфликты, возникающие в семье на этой почве?… В 2020 и 2021 годах примерно   раз в месяц поступали запросы о нарушении гендерной идентичности ребенка. Теперь эти запросы к нам не поступают».

Не оторвать от гаджетов

Типичная проблема:  ребенок не хочет учиться в школе; его не оторвать от гаджетов; ребенок не умеет общаться, он одинок и раним; трудности в воспитании детей с проблемами в поведении, социализации; трудности адаптации и социализации у дошкольников;  трудности у детей в сфере межличностной коммуникации в классе (буллинг, кибербуллинг); конфликты в детско-родительских отношениях с ребенком-подростком; эмоциональные срывы детей в семье при разводе родителей; ребенок ничего не хочет делать дома или заниматься хобби; ребенок не хочет читать книги; дети затрудняются с профессиональным самоопределением и др.

Нередко  к педагогам обращаются за помощью родители детей с логопедическими трудностями, с ОВЗ и инвалидностью, родители аутичных, гиперактивных детей, слабослышащих и слабовидящих детей, одаренных детей, так как в вузе имеются уникальные специалисты по этим направлениям, помогающие семьям лучше понимать своего ребенка и грамотно организовать его обучение, развитие, жизненное пространство.

Развод не состоялся

Однажды обратилась мама по поводу дочери: когда-то  девочка была активная, хорошо училась, ходила в танцевальную студию. А теперь ей 12 лет, полгода назад она «съехала на «тройки», ничем не желает заниматься, маму «ненавидит». Мама очень переживает, все объясняет для себя подростковым кризисом. Психолог, работая с этой ситуацией, общался не только с мамой, пригласил и папу. Эксперт  вышел на иную причину сложившейся с ребенком ситуации: семья была уже полгода на грани развода. Конфликт родителей дочь сильно переживала и все ее действия (и бездействия) были протестом и неосознаваемой реакцией психологической защиты. В итоге, по словам Галины Парфеновой, все завершилось хорошо. Развод не состоялся, семья благодарна психологу.

Чтобы не вырос монстр

Галина Парфенова:

«Если проанализировать самые «сложные» запросы, то часто они являются следствием родительской невоспитанности, необразованности, я бы так это назвала. А иногда — нетерпимостью родителя к своему ребенку, к его интересам, мнению; непониманием особенностей его характера и поведения. «Сын не разговаривает со мной неделями… »; «дочь 14 лет привела домой юношу и живет с ним в соседней комнате»; «муж назвал сына (13 лет) — геем, в шутку назвал… Теперь сын нас всех ненавидит, не выходит из своей комнаты, а младшего брата, который «у нас — хороший» грозится убить».

Звонок диспетчеру: «Это центр «Мир детства»? Вы работаете с детьми? У меня сыну 9 лет, он стал агрессивен, причем, представьте — не в школе, а дома. Вот что ему надо! У него все есть!.. я все время работаю, меня дома нет, чтобы у него все было… А он — то злится, то плачет… ». Диспетчер этой маме поясняет, что наши психологи готовы работать с ней, помочь разобраться с проблемой; помочь мальчику. Мама в ответ: «Да мне некогда к вам ходить. Я могу только вам его привозить и работайте с ним… ».

Классический запрос, когда у мамы страшная (потому что равнодушная) позиция к своему ребенку; потребительская позиция к обществу. Она сама не желает «тратить ни время, ни душу на что-то такое — живущее где-то здесь рядом… ». Жаль этого ребенка. И мама скоро очень будет жалеть, когда из мальчика вырастет монстр».

Сотрудники центра отмечают, что многие родители  обращаются  повторно и по нескольку раз.

При этом в 2023 году 152 консультационные услуги были оказаны несовершеннолетним мамам.

Иногда запросы трагичны. Например, приемный ребенок (трудного поведения)  живет 5 лет в приемной семье; родители раздумывают, отказаться ли от него или нет?

Фото: центр "Мир детства" фото
Фото: центр "Мир детства"

В Центре «Мир детства»  отмечают, что консультационная деятельность —  сложная сфера, требующая больших духовных и интеллектуальных затрат специалиста, много времени на анализ и выработку стратегии решения каждой человеческой проблемы.

«Но нас вдохновляет оставаться в этом проекте то, что родители дают положительную обратную связь, благодарят  своих консультантов , обращаются к нам снова и снова. Мы рады, что человек приходит к нам, а не к очередному шарлатану «от психологии», — резюмировала Галина Парфенова.

Юлия Неруш, одна из участниц групповых консультаций  для родителей, призналась,  что поняла, как по другому реагировать в эмоционально — напряженной ситуации с детьми и конструктивно выйти из конфликта:

«Ведь у всех родителей бывают трудности в общении с детьми. И это нормально. Главное вовремя выявить актуальные модели поведения в конфликтных ситуациях И вот на протяжении двух недель я совершенствую опции «Мама-Дзен» для грамотного проявления любви и заботы. Вовремя вспоминаю о себе и обращаюсь за помощью, а не тогда, когда уже ситуация выходит из под контроля. Отдыхаю и накапливаю свою внутреннюю энергию, берегу себя, а не предаю!».

Фоторепортаж