Город – оркестр, дорога – партитура

17:00, 29 июня 2017г, Общество 2302


1
1

Чем лучше организовано движение транспорта, тем безопаснее и удобнее город. Мысли об идеальном оснащении дорог возникают сами собой в длинных, душных пробках, когда вечером возвращаешься с работы в спальные районы перегруженным Красноармейским.

Ярко-жёлтый Барнаул

Город как большой симфонический оркестр. Одних только дорожных знаков в краевой столице 8 тысяч, а еще пешеходные переходы, ограждения, разметка – все это подчинено строгой гармонии. Нарушение ее чревато в лучшем случае простоями в заторах, в худшем – авариями и трагедиями. Городские дороги с плотным движением мало похожи на гладенькие федеральные трассы, но и здесь год за годом все постепенно приводится в порядок. На дорогах Барнаула – ярко-желтые временные знаки: идет ремонт. Неудобно, город движется еле-еле, но дорожники просят: «Потерпите». Терпим, верим, что скоро все наладится. Тем более директор предприятия «Дорожные знаки Алтая» Евгения Гущина сообщает хорошую новость:

– Барнаул вошел в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги», надеемся участвовать в ней до 2025 года. Модернизация транспортной сети позволит снизить аварийность на проблемных участках дорог города. В контракте заложен в том числе и пункт о повышенных требованиях к техническим средствам организации движения. Если это знаки, к примеру, то с высокими показателями светоотражения. Контроль ведут и надзорные органы, и ОНФ. В комплексе все эти мероприятия позволят добиться желаемых показателей.

Город – сложная среда. И чем она сложнее, тем больше в ней проблем. А потому фраза «Жители недовольны» звучала, звучит и, вероятно, будет звучать.

Одно из майских поручений президента России связано с организацией пространства поселений муниципалитетами края с населением свыше 10 тысяч человек. Срок его реализации – до конца 2018 года. Меж тем сегодня в крае нет ни одного муниципального образования, которое бы приступило к выполнению поручения.

В комплексной схеме организации дорожного движения на основе генплана будет отражено все – маршруты общественного транспорта, разметка, освещение, пешеходные переходы, велосипедные дорожки и т. д. В этом глобальном проекте участвуют «Дорожные знаки Алтая», «Алтайавтодор», архитекторы, строители, другие профильные службы.

«Вам везде можно»

Притча во языцех – дефицит парковочного пространства, касающийся и автолюбителей, и пешеходов. В старых кварталах ситуация не так остра, как в новостройках того же Индустриального района. Дома там побольше да и жители – народ экономически активный. Может себе позволить и две машины на семью. А потому под импровизированные парковки используется каждый пятачок придомового пространства так плотно, что «скорая» и пожарная машины порой пройти не могут к месту вызова. Личный автопарк давно уже оккупировал тротуары и детские площадки. «Вам везде можно», как говорил герой одного старого фильма. Платных парковок вокруг – пруд пруди, но ключевое слово там – бесплатно. Люди, у которых есть деньги на покупку двух авто, чаще всего экономят на аренде места. Увы, сколько ни установи знаков, порядок на внутридворовых территориях могут навести только сами жители. Так кому же мы жалуемся?

Меж тем Евгения Гущина не считает этот вопрос сложным, если еще на стадии закладки дома застройщик прикинет, сколько мест нужно под парковку из расчета по одному на квартиру. Пусть они будут бесплатными для тех, кто купил у строительной компании жилье, или хотя бы недорогими. А пока коммерция заглушает доводы разума, ситуация остается парадоксальной. Платные парковки, растущие как грибы после дождя, пустуют, в то время как растущая масса машин выдавливает сама себя на территории, исконно принадлежащие детям, бабушкам, зеленым зонам.

В отличие от внутридворового планированием общегородского парковочного пространства занимаются в тандеме муниципалитет и «Дорожные знаки Алтая». К слову, осенью на привокзальной площади появится экспериментальная платная парковка как пример возможности ухода от стихийных пятачков. Это часть комплексной транспортной схемы, в которой предусмотрены все элементы городской среды.

Часто нам звонят читатели с просьбой посодействовать в оборудовании дополнительного, к уже имеющимся, пешеходного перехода или светофора, скажем, на пересечении улиц Петрова и Попова или Исакова и Островского. По ГОСТу переходы располагаются через каждые 200 метров. В расчет берется интенсивность движения на участке. С ростом транспортного потока появляется и необходимость принятия дополнительных мер безопасности.

На обочине

У села – другие проблемы. Евгения Гущина рассказывает, что сельские поселения в основном заботятся об обустройстве пешеходных переходов, эти знаки и заказывают. По данным 2016 года, около 20% сельских поселений Алтайского края обустроили их вблизи образовательных учреждений, а это 219 пешеходных переходов, в том числе близ 46 школ, в соответствии с правилами безопасности дорожного движения. При этом общая статистика куда менее радужная: из 62 муниципальных образований края активно занимаются обустройством своей дорожной сети лишь 20. Как объясняют главы остальных, «зимой уборка снега съела наш дорожный фонд».

Действительно ли пусты фонды, предстоит разобраться Счетной палате Алтайского края. Но уже сейчас родители обеспокоены. С укрупнением образовательных учреждений возросло и количество так называемых школьных маршрутов, при организации которых муниципалитеты и дорожные службы обязаны руководствоваться соображениями безопасности. Но сельсоветы говорят, что им не на что устанавливать знаки и ограждения, монтировать светофоры, делать разметку. Да и где ее делать на грунтовой-то дороге?..

Стоит ли удивляться регулярности наездов на людей, стоящих на сельских обочинах в ожидании автобуса?

– Бывая в сельских муниципалитетах, мы делаем дорожную съемку нашей дорожной лабораторией, разрабатываем проекты обустройства дорог в любом исполнении, щебневых или с асфальтовым полотном. Выводы однозначны. Безопасность начинается с проекта организации дорожного движения. Правильно подходят к решению проблемы те сельские муниципалитеты, которые уже заключили контракты на его разработку, согласовали документ с местной администрацией, проконсультировались с местным отделом дорнадзора. Так и должно быть, – уверена Евгения Гущина.

Фоторепортаж