Художественный музей Алтайского края создал тактильные копии нескольких экспонатов

10:10, 14 сентября 2023г, Культура 683


Фото: Художественный музей Алтайского края
Фото: Художественный музей Алтайского края
Фото: Художественный музей Алтайского края
Фото: Художественный музей Алтайского края
Фото: Художественный музей Алтайского края миниатюра
Фото: Художественный музей Алтайского края миниатюра

Тактильные копии пяти своих знаковых полотен и четырех икон представил Художественный музей Алтайского края.

Новая выставка «Искусство прикосновений» предназначается для зрителей с нарушениями зрения, но на самом деле будет интересна всем: это тот редкий случай, когда музейные экспонаты не просто можно, а нужно трогать, чтобы получить особый эмоциональный опыт восприятия произведения искусства.

Воплотить проект помог грант программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Заместитель директора ГХМАК по научно-просветительской работе Татьяна Бондаренко признается, что, когда собирала документы в прошлом году, особенно не рассчитывала на победу в грантовом конкуре. Но в январе 2023 года музей получил от фонда письмо с поздравлением, с которого началась большая и совершенно новая для искусствоведов работа.

Оригиналы и копии

Для создания тактильных копий были выбраны самые знаковые произведения из обширной музейной коллекции: портрет «Дама в зелёном» Василия Тропинина середины XIX века, «Портрет В.Н. Львовой с ребенком» Ивана Макарова, пейзажи «Лес» Ивана Шишкина и «Озеро горных духов» Григория Гуркина, а также большой «Натюрморт» одного из столпов русского авангарда Петра Кончаловского, написанный в 1920-м. Оригиналы сейчас тоже представлены в музейном зале, а под ними расположились небольшие рельефные копии на специальных стойках, чьи высоту и наклон отдельно выверяли со специалистами. Некоторые копии цветные, другие – чисто-белые. Рядом с каждой – этикетка, набранная рельефно-точечным шрифтом Брайля, где размещена вся информация о технике и размерах оригинальных произведений.

«Копии создали в мастерской Михаила и Ольги Шу из прочного полиуретана, который выдержит большое количество касаний, – говорит Татьяна Бондаренко. – Их можно протирать и промывать, то есть содержать в хорошем санитарном состоянии. И это радостно, потому что мы надеемся работать с ними долго».

Кроме высокотехнологичных моделей, изготовленных на 3D-принтере, в экспозиции представлены четыре резные копии икон Викулы Балыкина – 
известного сибирского мастера-старообрядца, жившего на рубеже XIX и ХХ веков. На это музей вдохновил передвижной проект «Прикосновенный образ», который в ГХМАК принимали в 2020-м. Для создания собственных копий балыкинских образов алтайский музей обратился в барнаульскому краснодеревщику Александру Гранову.

От иконы – к авангарду

Секретарь Барнаульской местной организации Всероссийского общества слепых Марина Мариева поблагодарила музей за внимание к потребностям незрячих и слабовидящих, возможность социализироваться и не чувствовать себя одинокими в обществе.

«Некоторые грани творчества для них недоступны – например, драматическое искусство, где трудно уловить мимику артистов, а вот музыкальный театр – для нас, – объясняет Марина Владимировна. – И эта экспозиция хороша именно для тех, кто только на ощупь сможет понять, что такое изобразительное искусство или каково изображение на иконе. Такие выставки нам очень нужны!»

Художественный музей более 20 лет реализует программу «Шаг навстречу» и проект «Мы равны» для молодых художников с ограниченными возможностями здоровья. Но нынешний проект все равно стал вызовом: чтобы провести экскурсию для людей с нарушениями зрения, нужно подготовить тифлокомментарии, то есть словесные описания изображений. Для этого потребовались консультации специалистов, но теперь, по признанию Татьяны Бондаренко, музейщики азартно описывают сокровища из своих фондов.

Первую экскурсию по выставке провела научный сотрудник ГХМАК Виктория Крылова, которая начала с иконы Балыкина «Богоматерь Казанская» и двигалась через XIX век к авангардному натюрморту Кончаловского, чтобы у зрителей сложилось целостное представление о развитии искусства.

«Обратите внимание на лик Богоматери – для образов Викулы Балыкина характерны близко посаженные асимметричные миндалевидные глаза и тонкий нос, – рассказывала Виктория Крылова, пока посетители медленно осязали резной образ. – 
Взгляд ее грустный, а голова наклонена к младенцу Иисусу. Так иконописцы показывают: она уже знает, что ждет ее сына в будущем, и, можно сказать, прощается с ним. А это рука младенца в двуперстии – Балыкин принадлежал к старообрядческой культуре».

"Выставки дают нам возможность показывать, популяризировать искусство. Но не ради того, чтобы мы просто увидели некий пейзаж или натюрморт! – говорит директор ГХМАК Инна Галкина. – Каждое произведение гуманистического характера воздействует на душу. И среди примерно 20 выставок, которые у нас проходят каждый год, эта – совершенно уникальна."

До 31 декабря она будет работать в музее на ул. Горького, а с января 2024 года отправится в учебные заведения для незрячих и слабовидящих Барнаула, Рубцовска и Бийска. В планах музея записать аудиогид с тифлокомментариями и создать «тактильные станции», поместив на них предметы, изображенные на полотнах.

Фоторепортаж