Как правительство будет регулировать цены на бензин

11:40, 06 ноября 2018г, Экономика 1045


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Чиновники федерального правительства договорились с нефтяными компаниями о заморозке до конца года розничных цен на топливо. При этом со следующего года оно должно дорожать не выше инфляции.

Ситуация на топливном рынке страны весь этот год оставалась напряженной. Федеральному правительству удалось остановить резкий весенний рост цен на ГСМ, отменив очередное повышение акцизов и договорившись с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке розничных цен на АЗС. Но оптовые продолжали расти, особенно на дизельное топливо. С начала года по 29 октября солярка (зимний сорт) подорожала на 21,33%, почти треть (8%) этого роста пришлась на октябрь.

Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) типа «Роснефти», «Газпромнефти» покрывали свои убытки в рознице в основном за счет прибыли от экспорта нефтепродуктов, объясняет президент Алтайского топливного союза и вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко.

Но примерно 30% объема продаж ГСМ в стране приходится на независимые компании, у большинства из которых нет своей нефтепереработки. Поэтому они вынуждены покупать топливо по оптовым ценам у ВИНК либо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).

Согласно действующим в стране нормам нефтеперерабатывающие заводы обязаны продавать на бирже 5% дизельного топлива и 10% бензина.

Но из-за высоких экспортных цен даже небольшие заводы, которые ранее поставляли дизель на внутренний рынок, предпочли отправить товар за границу. Их традиционные покупатели пришли на биржу, где недостаточно предложений для удовлетворения растущего спроса. По расчетам вице-президента СПбМТСБ Антона Карпова, на бирже небходимо продавать минимум 25 тыс. тонн топлива в день, чтобы не было дефицита. Но сейчас ежедневно реализуют только 17,4 тыс. тонн дизеля, следует из данных биржи.

В результате топливо на независимых АЗС стоит заметно дороже,  так как они не могут перекладывать убытки на экспорт, как ВИНК.

А перспектива еще более тревожная, поскольку правительство приняло решение с 1 января следующего года в полтора раза увеличить акцизы на топливо и с 18 до 20% НДС. Средства от повышения этих налогов уже заложены в доходы федерального и региональных бюджетов и поделены Минфином. Так что курирующему энергетический сектор вице-премьеру Дмитрию Козаку трудно вернуть их обратно в экономику. Поэтому всю эту неделю по заданию премьера Дмитрия Медведева он искал способ договориться с игроками нефтяного рынка. Так, чтобы и они оставались сыты, и народ не сильно возмущался.

В начале недели для насыщения рынка правительство решило увеличить норматив продажи топлива на бирже в полтора раза для солярки и вдвое для бензина. Кроме того, компаниям было предложено продавать нефтепродукты независимым АЗС по тем же ценам, по которым они продают его своим «дочкам». В случае отказа грозили установить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.

По мнению Юрия Матвейко, это бы не решило проблему. «Независимые игроки и так покупают топливо по одним ценам, что и АЗС крупных нефтяных компаний. Вопрос в том, что они приобретают дизельное топливо по 47 руб./л, а в розницу продают по 44,15 руб./л, потому что была договоренность о заморозке цен, а мы не можем работать в убыток», – объясняет представитель независимых АЗС. Естественно, покупатели едут на заправки «Роснефти», а занимающийся топливом малый бизнес разоряется. Между тем в Алтайском крае не в каждом районе присутствуют АЗС крупных топливных компаний. Так что, не ровен час, селянам негде будет заправить свой автомобиль.

Между тем вечером 31 октября Дмитрий Козак провел совещание с нефтяниками, в результате которого, как он сообщил журналистам, «нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы договорились поставлять топливо на уровне + 3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года». По словам вице-премьера, соглашение будет действовать с 31 октября до 31 марта 2019 года. После этого цены на топливо станут формироваться «исходя из индексации на основе среднегодовой инфляции».

«Нефтяные компании будут продавать топливо независимым НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) по прямым внебиржевым контрактам по ценам, которые сформируют для них нормальную маржу», – цитирует «Интерфакс» главу Минэнерго Александра Новака. При этом на время действия соглашения приказ Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы об увеличении объема продаж топлива на бирже будет заморожен, поскольку он «оказывает давление на розничный сегмент». Таким образом, введение крайних мер не потребуется, уточнил вице-премьер.

Понятно, что принятые правительством решения не являются экономическими и не приведут к нормализации ситуации в отрасли, а лишь спрячут пожар под спудом. Но именно там он и может разгореться с большей силой.

РБК приводит мнение аналитика Raiffaisenbank Андрея Полищука, который считает, что ручное управление не самая эффективная мера для решения проблемы дефицита топлива на рынке. «Заградительные пошлины не выход из положения. Рано или поздно придется отпустить цены на топливо, хотя это и болезненно для покупателей», – указывает он. Для того чтобы цены на бензин и дизель перестали расти или даже снизились, необходимо отменить акцизы на топливо, за счет которых пополняются дорожные фонды, полагает эксперт. А для наполнения дорожных фондов надо использовать поступления от налога на добычу полезных ископаемых. В этом случае проблема дефицита топлива на внутреннем рынке будет решена, уверен Полищук.

Юрий Матвейко поддерживает это мнение: «Самое действенное – снизить акцизы и наполнить рынок за счет ограничения экспорта. Это и оптовые цены стабилизирует».

Фоторепортаж