Барнаульский театр кукол «Сказка» представил очаровательный спектакль «Про умную собачку Соню»

19:40, 10 июня 2023г, Культура 731


Барнаульский театр кукол «Сказка» представил очаровательный спектакль «Про умную собачку Соню» Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В начале июня барнаульский театр кукол «Сказка» представил очаровательный спектакль «Про умную собачку Соню» по книге Андрея Усачёва, и он одинаково нравится детям и их родителям. 

Вообще-то, в Барнауле его показывали в 2022 году, тогда на II фестиваль «Зазеркалье» его привез Тюменский театр кукол. Жюри, которое весь спектакль хихикало и таяло от умиления (корреспонденты «АП» тому свидетели!), присудило постановке режиссера Антона Нестеренко и художницы Лилии Жамалетдиновой Гран-при, отметив, что это и есть настоящий театр кукол – с остроумной фантазией и рукотворными чудесами. Словом, «Сказка» предложила авторам воспроизвести эту постановку в своем «Театре на подушках».

Играли – вместе, а убирать – одной

«В одном городе, на одной улице, в одном доме, в квартире № 66 жила-была маленькая, но очень умная собачка Соня. А еще у нее был хозяин, которого звали Иван Иваныч Королёв» – так начинается история заглавной героини, которая, как и маленькие зрители спектакля, то и дело проверяет на прочность этот мир.

Взорам зрителей предстает стена условного многоквартирного дома: раннее утро, светит фонарь, начинают звенеть будильники, загораются окошки. На крыше занят своими делами рыжий кот с бандитской мордой, а из двора то дворник с метлой выйдет, то машина выедет – и все это без какого-либо намека на артистов-кукловодов!

«Каждый день Иван Иваныч уходил на работу, а собачка Соня сидела одна в своей шестьдесят шестой квартире и ужасно скучала», – рассказывает невидимый голос, а зрители в окошке видят тень собачьей головы и слышат тоненький протяжный вой, на который кто-то из соседей откликается раздраженным стуком по батарее. «Наверное, поэтому с ней и случались всякие интересные вещи, – продолжает голос. – Ведь когда становится очень скучно, всегда хочется сделать что-нибудь интересное. А когда что-нибудь получается, всегда начинаешь думать: как же это получилось? А когда начинаешь думать, почему-то становишься умнее».

Стена дома расходится в стороны – и мы видим уютную гостиную той самой 66-й квартиры с зелеными обоями в цветочек, торшером, телевизором и книжным шкафом, в которой очаровательная собачка в платьице качается на стуле. Но вот в квартиру влетает жирная муха, гудит, нагло садится собачке на хвостик – и Соня устраивает погоню: падает торшер, летит со шкафа связка книжек, а «за кадром» слышен звон разбитого стекла. Вернувшийся с работы Иван Иваныч застает настоящий разгром, и от изумления у него над головой подпрыгивает шляпа… Тут Соня и получает первый важный урок: играли-то они вместе с мухой, а убирать последствия ей придется одной.

Больше штучек

Вторжение мухи лишь первая глава 40-минутного спектакля. В других Соня исследует электрическую розетку с неприятными для себя (и поучительными для малышей) последствиями, пробует рыбачить в ванне и устраивает потоп, причем вода заполняет всю комнату до потолка и в ней, словно экзотические рыбы, плавают брюки и зубная паста Ивана Иваныча Королёва. Еще получает урок вежливости от бесконечно длинной и столь же мудрой таксы в подъезде. А пока невидимые артисты меняют декорации в квартире № 66, зрители смеются над историей двух влюбленных голубей на крыше и следят за соседкой, несущей из магазина связку сосисок.

Скажем прямо: для взрослых главный источник смешного в спектакле – именно в бытовом правдоподобии происходящего в этом «кукольном домике».
В том, как выключается игрушечный телевизор, как читает «Вечерний Барнаул» в своем кресле строгий, но любящий Иван Иваныч, как плавает в ластах и маске по затопленной ванной комнате собачка. Художница Лилия Жамалетдинова рассказала, что все эти детали придумывались совместно с режиссером. По сравнению с тюменской версией в барнаульском спектакле не так много отличий: «Мы делали упор на актеров, они придумывали что-то новое, и мы немного видоизменяли куклы», – объяснила Лилия. Впрочем, основные системы те же: сложная штоковая марионетка и вертепная кукла, пришедшая из традиционного украинского театра и двигающаяся по прорезям-ходкам.

И каким бы манящим ни получился мир собачкиной квартиры, журналисты после спектакля первым делом пробрались за сцену, чтобы узнать, как создается волшебство. Выяснилось, что вертепными куклами артистам приходится управлять буквально лежа на полу.

– За «домом» таится самая главная сложность спектакля, – говорит режиссер Антон Нестеренко. – Артистам нужно успеть в музыку, правильно зарядить реквизит, чтобы куколка не подвела: нити могут путаться, и мы с этим всячески боремся.

На вопрос, каково второй раз входить в ту же реку, режиссер признался:

– Всегда же остается ощущение какой-то недоделочки и кажется, что-то можно сделать еще лучше. И здесь была возможность уточнить некоторые моменты, поэтому спектакль стал чуть более насыщенным, в нем меньше свободного воздуха и больше каких-то штучек.

Следующие показы состоятся 10, 18 и 25 июня.

Фоторепортаж