Как в Алтайском крае решают проблему дефицита кадров на сельхозпредприятиях

13:10, 17 июля 2022г, Общество 1078


Как в Алтайском крае решают проблему дефицита кадров на сельхозпредприятиях Фото №1
Как в Алтайском крае решают проблему дефицита кадров на сельхозпредприятиях Фото №2
Как в Алтайском крае решают проблему дефицита кадров на сельхозпредприятиях Миниатюра №3
Как в Алтайском крае решают проблему дефицита кадров на сельхозпредприятиях Миниатюра №3

Недавно мы рассказывали о том, как руководитель одного из сельхозпредприятий Первомайского района пытается найти молодые кадры. А специалисты, окончившие профильный вуз, не торопятся отправляться на работу за 100 километров от Барнаула, где нет современной инфраструктуры.

Вопрос назрел

Продолжить разговор на страницах газеты о дефиците кадров на сельхозпредприятиях края и усилиях Алтайского государственного аграрного университета по их восполнению согласился ректор Николай Колпаков.

– Мне всегда обидно, когда в адрес вуза звучат упреки в нехватке кадров на селе. На мой взгляд, эта проблема носит комплексный характер. Расскажу, как я выбрал профессию агронома. Сам родом из cела Зудилово Первомайского района. В 8-м классе увидел по телевизору передачу «Сельский час», в которой рассказывалось, как главный агроном совхоза добился проведения ветки железной дороги для удобной вывозки свеклы. Я подумал: «Какой важный человек – агроном!» И после окончания школы поступил в наш сельхозинститут. На 2-м курсе по собственной инициативе устроился работать помощником комбайнера в совхоз «Повалихинский» Первомайского района. На следующий год меня пригласили бригадиром овощеводческой бригады. После 4-го курса на производственной практике также был бригадиром в совхозе. Три года после института я работал по специальности. До сих пор с ностальгией вспоминаю работу на полях. Приходишь весной на участок, а земля такая неприглядная, после боронования почва задышала, началась посевная. И тут уже от тебя зависит, каким будет урожай. Затем прополка, культивирование, полив, уборка. Осенью все, выдыхаешь – ты сделал то, что от тебя зависело в этом году, и радуешься урожаю.

Потом наука переманила – поступил в Тимирязевскую академию. После аспирантуры, в 1991 году, пришел ассистентом на кафедру и со временем стал ректором университета.

У нас в 1985-м был дружный выпуск. Мы с однокурсниками регулярно встречаемся раз в пять лет и интересуемся судьбой каждого. Все в основном устроились и до сих пор работают по специальности. Среди моих однокурсников такие известные на Алтае руководители сельхозпредприятий, как А.А. Балаков, А.Н. Иванов и другие.

Не те герои

– Николай Анатольевич, а сейчас что не так? Почему исчезла мотивация работать в хозяйствах?

– Героями нашего времени стали совершенно другие люди. Эффект 90-х от разрушения советских стереотипов проявился лет 15 назад. У современной молодежи другие жизненные ценности, она даже не задумывается о том, кто создает все, что ее окружает. В обществе совершенно упустили значимость человека труда. Мы лет 10 назад начали обращаться в СМИ, бить тревогу, просить, чтобы больше внимания в прессе, на экранах уделяли человеку труда. Нам отвечали: «Платите, и все будет». Забота о возрождении престижа аграрных профессий должна стать государственной политикой. В одиночку вузу ничего сделать нельзя.

– Как вы популяризируете профессии человека сельского труда?

– Сейчас совместно с телекомпанией «Катунь 24» мы начали крупный медиапроект «Поколение АГРО». Он задуман как реалити-шоу об аграрных профессиях. В этом году начали с профессии агронома. Трое наших студентов во время прохождения производственной практики в реальных хозяйствах края целый год под камерами проходят путь от их первой посевной до уборочной. На следующий год планируем рассказать о других профессиях.

Практика

– А у вас есть поля, опытные участки при университете, где ребята получают первый опыт практической работы?

– Конечно, у нас опытная сельскохозяйственная станция (265 га земли, своя техника), конеферма, виварий, где наши студенты получают первичные профессиональные навыки.

Здесь мы активно работаем с агробизнесом. Компания «Сингента» предоставляет препараты для защиты растений, компания «Агросигнал» обеспечила нашу технику специальными датчиками для реализации проекта «Цифровое поле». Все это позволяет ребятам овладеть современными технологиями.

– Насколько высок уровень подготовленности абитуриентов, которые к вам приходят?

– Оставляет желать лучшего. Сегодня 60% школьников уходит из школы после 9-го класса. Боятся ЕГЭ. Из 40% оставшихся не все выбирают предметы ЕГЭ, необходимые для поступления в наш вуз. По физике, биологии, химии, профильным для нас предметам, имеется дефицит учителей в селах. Мы пытаемся как-то решить эту проблему. Открыли аграрные классы на базе вуза, в которых наши преподаватели ведут занятия в школе, ребята на каникулах приезжают в университет, живут в студенческом общежитии. Преподаватели готовят их по профильным предметам, в свободное время старшеклассники знакомятся со студенческой жизнью. Но этих наших усилий не вполне достаточно. С 2022 года университет начал прием на программы среднего профессионального образования на базе 9 классов. Сейчас это «агрономия», «ветеринария», «эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», на следующий год добавятся еще две специальности.

Каждый год к деканам приходят руководители хозяйств и просят выпускников. Порой на одного студента приходится до пяти заявок от работодателей. У деканов первый вопрос: сколько человек они нам направили на обучение? Оказывается, никого…

Многие наши выпускники по окончании вуза трудоустраиваются в агроснабженческих, дилерских центрах. Ведь сейчас многие сельхозпредприятия ориентированы на аутсорсинг, консультационные услуги.

– Человек ищет, где лучше?

– Безусловно. Наши выпускники через 3–5 лет работы в хозяйстве приобретают богатый практический опыт, квалификацию и из-за общего дефицита специалистов начинают менять место работы: их просто перекупают, обещая большую зарплату, лучшие жилищные условия. Не все предприятия могут конкурировать по уровню зарплаты на рынке труда.

Там, где лучше

– Какие формы поддержки молодых специалистов на селе действуют сейчас?

– В государственной программе комплексного развития сельских территорий есть важное положение. Если сельхозпредприятие берет нашего студента на практику по его специальности, то государство компенсирует хозяйству 90% зарплаты и стоимости найма жилья. Сегодня наши выпускники, которые едут на село работать в хозяйства, получают господдержку в полмиллиона, а раньше давали всего 300 тысяч рублей.

В этом году уже при вручении дипломов пять выпускников агрономического факультета получили сертификат господдержки. Выпустили 19 человек, но кто-то пойдет учиться дальше, кто-то в армию, кто-то еще определяется с работой.

– Что нужно еще предпринять государству, чтобы молодежь поехала в село?

– Мы давно говорим о том, что нужно на уровне государства информационно поддерживать реальный сектор производства, в том числе и сельское хозяйство.

Бизнес уже пошел в университет для содействия в подготовке кадров. Крупные компании, такие как «Ростсельмаш», «Сингента», «Мустанг-Сибирь», «Август», «ЭкоНива-Техника», создают брендированные аудитории для практических занятий студентов, оснащают помещения мультимедиа, предоставляют в пользование современную технику, оборудование и так далее.

Недавно министр образования и науки РФ озвучил проблемы и траектории развития отечественной системы высшего образования. Работодатели не приняли бакалавров, считая таких специалистов незавершенным проектом. Сейчас нужно поразмыслить и все, что есть позитивного в Болонской системе образования, оставить, остальное развить до требуемого уровня. Еще одна проблема – преподавателей вузов завалили бумагами. Государственная аккредитация вуза также зависит от качества оформленных документов. Не все может быстро получиться в совершенствовании подготовки кадров. Но начинать эту работу надо сейчас. Нужен комплексный, системный подход, надо включаться всем вместе – государственным структурам, обществу и работодателям.

Фоторепортаж