Как в Алтайском крае восприняли инициативу о возврате продаж алкоголя рядом с соцобъектами

12:00, 21 марта 2016г, Общество 1394


1
1

Министерство промышленности и торговли разработало проект федерального закона, разрешающего продажу алкоголя в магазинах у социальных и спортивных объектов. У алтайских экспертов рынка мнения на этот счет разошлись.

Ведомство предлагает исключить из законодательства о регулировании алкогольного рынка понятие «прилегающие территории, в пределах которых магазинам и кафе запрещается продавать алкоголь».

Законопроект также предусматривает смягчение требований розничной продажи алкоголя для общепита. Так, единственным условием для выдачи лицензии будет наличие помещения с залом обслуживания посетителей, залом обслуживания сидячих мест и кухни.

Газета «Ведомости» напоминает, что правительство утвердило «дорожную карту» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, которая предусматривает совершенствование регулирования розничной продажи алкоголя.

Сейчас радиус границ устанавливают региональные власти. Он может составлять от 10 до 1000 метров. Согласно представлениям Минпромторга, если в некоторых городах на карту нанести действующие ограничения по продаже алкоголя, то остается только одно легальное место – кладбище.

В Алтайском крае местные законодатели установили размеры прилегающих территорий радиусом от 35 до 50 метров – в городах и от 30 до 500 метров – в сельской местности. В частности, в Барнауле – 40 метров.

Мы обзвонили несколько фирм, реализующих алкогольную продукцию, чтобы выяснить их мнение о проекте закона. Коммерческий директор «Марии-Ра» Денис Дьяков сказал, что предпочел бы обсуждать уже принятый закон. «Мы в компании привыкли работать в рамках действующего правового поля независимо от того, нравится нам закон или не нравится», – заявил топ-менеджер «Марии-Ра».

Индивидуальный предприниматель из Зонального района Николай Петров считает, что сельскую местность законопроект никоим образом не затрагивает, поскольку там вся торговая и социальная инфраструктура уже сложилась и мало что меняется.

«Я считаю, что нет большого плюса в том, чтобы рядом со школой поставить магазин, в котором торговать вином и водкой, – высказался предприниматель. – Сейчас на акцизных товарах много не заработаешь: их доля в выручке составляет 10 – 15%. Поэтому отмена прилегающей территории вряд ли повысит доходы предпринимателей. Вот если бы власти сократили размер налога на вмененный доход, это бы улучшило состояние малого бизнеса. Если торговая площадь до 150 квадратов, то ЕНВД получается большой, приходится каждый день из выручки откладывать определенную сумму, чтобы рассчитаться».

А вот руководитель фирмы «Регион Алко» (Бийск) Игорь Титов другого мнения: «Я двумя руками за то, чтобы отменить понятие «прилегающая территория», потому что при существующей ситуации порядка никогда не будет. Вместо того чтобы бороться с торговлей самогонкой и безакцизным казахстанским алкоголем, делают невозможной работу законопослушным предпринимателям».

Он говорит, что есть масса примеров, когда этот закон вынудил людей закрыть предпринимательскую деятельность. Уже в этом году был прецедент, когда в одном из сел Советского района, в котором сто дворов, местные власти не выдали лицензию на продажу алкогольной продукции, так как у них в постановлении было установлено минимальное расстояние 100 метров. Оказалось, что во всем селе нельзя было торговать алкоголем. Между тем население меньше пить не стало, поэтому пьют суррогат, настойку боярышника и одеколон. А магазин, который платил бы налоги и находился бы под неусыпным оком контролирующих органов, просто закрыли. Потому что расстояние от него до местной амбулатории оказалось менее 100 метров.

Были случаи и в Бийске, когда магазин несколько лет торговал спиртным. Но за стенкой другие предприниматели открыли коммерческое медицинское учреждение, и по этой причине магазину не продлевают лицензию на реализацию алкоголя.

Начальник краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых согласился с некоторой неурегулированностью в действующем законодательстве. С другой стороны, чиновник отметил, что оно не запрещает местным властям сократить до минимума расстояние от магазинов и кафе до социальных объектов. По сути, это отмена закона», – уточнил Евгений Дешевых.

Фоторепортаж