Как в России изменились правила сдачи экзамена на водительские права

12:00, 18 апреля 2021г, Транспорт 1170


С 1 апреля нынешнего года вступили в силу новые правила сдачи на водительские права. Из экзамена будет исключена «площадка». Для чего необходимо это нововведение и как оно отразится на подготовке водителей – на эти вопросы отвечает Лариса Мищенкова, руководитель Барнаульского центра высшего водительского мастерства (БЦВВМ).

За руль в 17 лет

– Скажите, Лариса Алексеевна, чем вызвано то, что экзамены по вождению автомобиля будут теперь проходить только на дороге? Чем, простите, плох автодром?

– На этот вопрос однозначно и внятно ответил в своем интервью начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников. Он сказал, что в новых правилах сдачи экзаменов исключен автодром потому, что там происходило натаскивание водителей на выполнение определенной фигуры, а в реальных условиях они потом это действие выполнить не могли. И действительно, во многих автошколах человека натаскивали именно на то, чтобы он просто сдал экзамен, для этого ему на автодроме создавались все условия, выставлялись ориентиры, которых на дороге нет. Новые правила сдачи экзаменов приближают водителя к реальной ситуации, что с практической точки зрения, конечно, более обоснованно.

– Вносятся ли какие-либо изменения в теоретическую часть сдачи экзамена на права?

– Здесь нет, всё остается без изменений.

– Согласно новому регламенту сдачи экзаменов, человек может получить водительские права уже в 17 лет, верно?

– Сдать экзамен на права, позволяющие управлять транспортным средством в 17 лет, действительно можно, и эта практика существует уже не первый год, но до принятия нынешнего документа молодой человек мог получить водительское удостоверение только через год и тогда же, соответственно, сесть за руль автомобиля. Теперь МВД России внесло в Правительство РФ предложение о поправках к закону «О безопасности дорожного движения». Согласно им, водитель сможет получить водительское удостоверение в 17 лет и управлять при этом автомобилем, но только если рядом с ним будет сидеть опытный водитель, имеющий стаж вождения не менее трех лет. Таким образом, тот навык, который человек получил в автошколе, он сможет применить и не забыть в течение года. Но это пока проект.

Вместо инструктора – инспектор ГИБДД

– Есть ли люди, которых в принципе нельзя научить управлять автомобилем?

– Такое может быть только с людьми, у которых есть, скажем так, определенная психическая дезориентация в восприятии опасности. А иначе обучить вождению можно практически каждого, это только вопрос времени. В практике нашего центра бывали случаи, когда мы говорили клиенту, что в процессе одного курса обучения подготовить его к экзаменам и вообще к вождению мы не сможем. Как бы мы ни старались и как бы он ни старался. Здесь нужно больше времени и, соответственно, больше денег. Но это редчайшие случаи.

– В какой степени введение нового регламента может отразиться на деятельности автошкол с точки зрения бизнеса? Изменится ли количество желающих проходить курс обучения, уменьшится или, наоборот, увеличится плата за него?

– Объем учебной нагрузки не поменялся. Выросла ответственность, которая ложится на плечи автошколы и того, кто сдает экзамен. Если раньше при сдаче экзаменов рядом на сиденье с дублирующими педалями находился инструктор автошколы, то теперь его место занимает инспектор ГИБДД. Инструктор по правилам дорожного движения приравнивается к водителю, и в случае ДТП документы оформляются на него – как на водителя этого транспортного средства, что позволяет покрыть часть расходов при повреждении автомобилей с помощью страхового полиса. Инспектора ГИБДД в данном случае ни по каким законодательным нормативам нельзя считать водителем, и если произойдет авария, то вся ответственность по возмещению ущерба ложится на кандидата в водители. Вот такой нонсенс.

– Инспектор ГИБДД занимает место инструктора, а значит, кроме своих обязанностей как экзаменатора должен теперь выполнять и его функции. Насколько это приемлемо и безопасно на практике? Ведь нужно следить и за дорогой, и за действиями экзаменуемого, контролировать выполнение им заданий и его поведение, возможно, делать определенные пометки в блокноте об ошибках экзаменуемого. И всё это во время движения. Как это совместимо?

– Предполагается возможным делать остановки во время движения и, даже если экзамен длится более 30 минут, продолжать его, пока не будут выполнены все испытательные упражнения.

Законодательная «вилка»

– Какие требования предъявляются к аудио- и видеосъемке? Сколько должно быть камер и что должно быть в кадре?

– В первую очередь должны быть камеры спереди, сзади автомобиля, а также камера, находящаяся в салоне, которая снимает самого кандидата в водители. Также нужна камера, направленная на панель приборов. Плюс камеры, направленные на ноги экзаменуемого и экзаменатора. Проводится и звукозапись всего процесса приема экзамена.

– Если сдача экзаменов на вождение осуществляется только в условиях города, то зачем тогда автошколе автодром, на создание которого затрачены немалые средства?

– Я бы назвала это законодательной «вилкой». Требования к автошколам установлены образовательной программой. Ее никто не отменял, а в ней сказано, что каждая автошкола должна иметь соответственно оборудованный автодром площадью не менее 2400 квадратных метров. Мы его имеем, но зачем учить клиента выполнять фигуры на автодроме, если на экзамене это нужно будет делать в других условиях? Вновь нонсенс.

В образовательной программе четко оговорено, что первоначальные навыки обучения – 18 часов – должны даваться только на закрытой площадке, но я бы отменила этот пункт, потому что теперь человека с самого начала нужно готовить психологически к реалиям дороги.

– Один из пользователей Интернета пишет, что во время сдачи экзамена по вождению в их группе из 28 человек сдал на права только один. Это результат плохой подготовки в школе или желание определенных лиц получить взятку, о чем тоже приходилось слышать?

– Нет, это сложности регламента сдачи экзаменов по вождению автомобиля. Данные прошлого года по автошколам Барнаула показывают, что с первого раза сдавали экзамены от двух до семи процентов всех экзаменуемых. Причина – постоянно усложняющиеся требования к экзаменуемым. Поэтому «валит» не инспектор, «валит» регламент.

Сравнимо с подвигом

– Четыре года назад, в феврале 2017-го, вы говорили в одном из интервью, цитирую: «Раньше мы даже отказывали некоторым желающим: на всех не хватало мест. Люди шли получать права, даже если они им были не особо нужны. Часто они приходили за компанию с друзьями. Или чтобы иметь водительское удостоверение «на всякий случай». Теперь курсанты обращаются только целенаправленно». Ситуация изменилась?

– Сейчас людей, желающих получить права, приходит очень много, и не только в наш центр, но и во все автошколы Барнаула. По моему мнению, это происходит потому, что людей 2000–2002 года рождения, а они составляют основную массу претендентов на права, просто больше, чем было их сверстников несколько лет назад, что связано с ростом рождаемости в начале 2000-х.

– Они не жалуются на излишнюю строгость регламента сдачи экзаменов?

– Жалуются. А я им в ответ говорю: «Ребята, вы успевайте выучиться и получить права, пока он такой, в дальнейшем будет еще жестче». Я думаю, введение такого регламента ставит задачей более жесткое отсеивание водителей со слабым навыком подготовки, чтобы выпустить из школ только пятерочников. И есть люди, которые сегодня отказываются от сдачи экзаменов по вождению, поскольку считают, что не смогут его сдать никогда. Раз сдает, другой, третий… и говорит: «Всё, больше я не могу, я лучше пешком буду ходить». Может быть, ставится еще и задача уменьшить количество водителей на дорогах. У меня ответа на такой вопрос нет, но он сам собой возникает.

Но здесь нужно сказать, что в западных странах, допустим в Германии, сдать экзамен на права сравнимо с совершением подвига. Но в результате там и смертность на дорогах значительно ниже, чем у нас. Так что введение нового регламента сдачи экзаменов по вождению на права, исходя из этих соображений, можно считать оправданным. Другое дело, что на сегодняшний день есть много замечаний к нему и надо надеяться, что в этот регламент будут со временем внесены изменения и имеющиеся в нем шероховатости будут сглажены.

Новости