Каким был новогодний маскарад в Барнауле сто лет назад

08:08, 27 декабря 2018г, Общество 1644


1
1

«Маскарад»… Или еще красивее – «бал-маскарад»! Кто сейчас представляет сие действо во всем его великолепии? Кто из наших земляков в нынешнем веке принимал в этом мероприятии участие? Могут ли с маскарадом сравниться нынешние новогодние шоу и корпоративы? Вопросов много, и все они – риторические. А молодежь настоящий бал-маскарад видела разве только в «Карнавальной ночи».

Но сто лет назад в Барнауле маскарады бывали. Однако не всех гостей они радовали:

«Грустную картину представлял этот маскарад, который вместо веселья вызывал в душе некоторых лиц какую-то тоску о человеческом убожестве», - к такому выводу приходил в начале прошлого века автор «Маленького фельетона» (постоянной рубрики «Жизни Алтая»). И хоть подписывался литератор псевдонимом, но даже реалисты знали, что «Nemo» - это их замечательный педагог Леонид Шумиловский. Пройтись с ним по коридору гимназии во время перемены, пообщаться, а то и принять участие в занятиях его кружка многие считали за честь. Известно, что во время черносотенных погромов Шумиловский вместе со старшими мальчиками стоял на защите училища.

Так почему же педагогу с революционными взглядами не понравился барнаульский маскарад? Ответ – в фельетоне:

«На маскараде совершенно не было изящных костюмов, которые могли бы получить приз за красоту, – писал Nemo, - почти не было и, так называемых, идейных костюмов. Отсутствие первых объясняется малым развитием эстетическаго вкуса, который в Барнауле для своего развития и воспитания имеет особенно мало подходящих условий. Идейные костюмы могли бы быть, так как здесь имеется на лицо достаточное количество интеллигенции, но, принимая во внимание, что у нас, даже в губернских городах, на маскарадах идеи обличенныя в образы, в лучшем случае, дальше передних собраний не пускаются, то естественно, что в уездном городе, каким является Барнаул, охота маскироваться в идейные костюмы почти убита. И, действительно, остается только одна область: маскироваться животными, потому что скотоводство у нас никогда не запрещалось. Так и на этом маскараде первый приз получила мышь.

Собственно говоря, должно бы обратить внимание и на этого рода костюмы, ведь и они в шатких и не привыкших к порядку головах могут вызывать превратныя толкования. Правда, мышь образованное животное, но ведь и она, как известно, живет и действует в подпольях и не может ли ея образ своим появлением, хотя и по далекой ассоциации идей, возбудить мысль о подпольной работе вообще… Дальше, она имела хвост для мыши очень короткий и производила впечатление куцой; не есть ли и это намек на нашу конституцию. Но что ужаснее всего, это - она жалобно пищала, а писк, как известно, - выражение недовольства, и едва ли возможно допускать в публичном месте открытое выражение недовольства…»

Стиль и орфография сохранены.

О праздновании Нового года на Алтае мы рассказывали раньше в публикациях:

1. На новогодней елке в Барнауле вместо Снегурочки выступал… крокодил

https://www.ap22.ru/paper/Na-novogodney-elke-v-Barnaule-vmesto-Snegurochki-vystupal-krokodil.html 

2. Как отмечали новогодние праздники в алтайских городах и селах сто лет назад. Газеты «Жизнь Алтая» (Барнаул) и «Алтай» (Бийск)

https://www.ap22.ru/paper/Kak-otmechali-novogodnie-prazdniki-sto-let-nazad.html

3. Смертельно опасные соревнования проходили на Алтае

https://www.ap22.ru/paper/Smertel-no-opasnye-sorevnovaniya-prohodili-na-Altae.html

4. Новогодние пожелания 100 лет назад

https://www.ap22.ru/paper/Kakie-novogodnie-pozhelaniya-davali-v-Barnaule-100-let-nazad.html 

5. Как праздновали Новый год барнаульские пожарные в 1911 году

https://www.ap22.ru/paper/Kak-prazdnovali-Novyy-god-barnaul-skie-pozharnye-v-1911-godu.html

Фоторепортаж