Какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной

19:05, 20 августа 2021г, Экономика 1536


Какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной Фото №1
Какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной Фото №2
Какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной Миниатюра №3
Какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной Миниатюра №3

Алтайская машиноиспытательная станция проверит в этом году качество изготовления не менее 25 сельхозмашин и орудий. Мы выяснили, какой работой гордятся сотрудники МИС, а какую считают бесполезной, чья техника лучше и зачем предприятию агрономы.

Функции и возможности

Станция выполняет задание Минсельхоза РФ на подтверждение потребительских и функциональных свойств техники. Проще сказать, специалисты МИС должны подтвердить качество работы сельскохозяйственных машин. Эти критерии установлены правительством РФ в постановлении № 740. Если изделие им соответствует, то оно может быть продано потребителям по льготным ценам с учетом государственных субсидий.

Вся производимая в стране техника распределяется равномерно по десяти российским МИС согласно агроклиматическим зонам. Допустим, Алтайская МИС испытывает машины в 14 зонах. И те, что могут работать на этих территориях, поступают в Поспелиху, в том числе и универсальная техника, работающая по всей стране. Например, сейчас на станции проходит экспертизу комбайн «Клаас», который собирают в Краснодаре на новом заводе.

У МИС есть и своя техника, приобретенная за счет внебюджетных средств. На ней обрабатывают посевы на испытательном полигоне, который занимает 4500 га. Часть тракторов предоставлена Москвой в оперативное управление. Это так называемые эталонные машины, на которых проводятся стандартные испытания прицепных агрегатов.

Пока пять

В этом году МИС пока выдала пять протоколов испытания. Согласно им, все машины соответствуют заявленным характеристикам. А до конца года надо опробовать еще 20 образцов сельхозтехники. По прикидкам, процентов 80% из них пройдут испытания успешно. К остальным есть вопросы.

В процессе натурных экспериментов заводы-изготовители пытаются исправить выявленные огрехи. Но не всегда это получается быстро.

Это напоминает ЕГЭ

Если раньше после испытаний машину или агрегат разбирали, проверяли износ деталей, делалась их металлография, то сегодня требования в рамках постановления № 740 упростились. Заказчик уже не требует научно обоснованных заключений. Если сварной шов лопнул, а в нем ржавчина, то, вероятно, причина в том, что его не проварили как следует. Так и записывают в протокол испытаний. Кстати, он уже не содержит расхода топлива, производительности машины.

«Это напоминает сдачу ЕГЭ: не соответствует характеристике – вычеркиваем из списка на субсидирование, – объясняет директор МИС Андрей Бодрызлов. – А проанализировать машину по результатам таких испытаний невозможно». 

Но завод может торговать и не прошедшей исследования на МИС техникой, лишь бы был сертификат, подтверждающий ее безопасность. «Торгуй хоть чертом, – говорит руководитель станции, – только не получишь на него субсидии и не попадешь в льготную программу «Росагролизинга».

Помимо прочего сотрудникам МИС приходится периодически испытывать всю серийную, часто морально устаревшую технику, которую предприятия выпускают в течение десятилетий.

«Зачем мы тратим бюджетные деньги на это барахло, которое вообще надо убрать с рынка? – не понимает Андрей Бодрызлов. – Занимаясь такой работой, мы теряем свой умственный потенциал. Стране нужны новые машины, а нам присылают моральное старье».

Хоздоговорная деятельность

Кроме государственных программ, МИС проводит испытания по заданию заводов. Это так называемая хоздоговорная деятельность.

Всякое изменение, которое вносят конструкторы в технику, требует тщательных испытаний в поле. Новинку в деле требуют проверить в течение 400–600 часов. Для этого приходится работать на комбайне круглосуточно, обрабатывая не только собственные поля, но и участки в других почвенно-климатических зонах края. «Бывает, хвост подняли и поехали в Змеиногорский, Шипуновский, Заринский районы», – смеется Андрей Бодрызлов.

В МИС работают не просто механизаторы, но профессионалы-испытатели. Если в колхозе тракторист стремится как можно больше заработать, то мисовский должен соблюсти методику, все свои действия и параметры работы техники зафиксировать в журнал: выяснить возможность опрокидывания, тяговое усилие, эффективность торможения, работу осветительного оборудования, микроклимат в кабине.

Местная техника

60% рабочего времени МИС уходит на проверку пригодности агрегатов алтайских заводов. Это плуги, дискаторы, сеялки.

По словам директора, ни одного замечания у них не было в адрес продукции «Алтайского завода сельхозмашиностроения». «Машины надежные, качество изготовления хорошее, – дает оценку Андрей Бодрызлов. – Очень хорошая техника была из АНИТИМа».

Также специалисты МИС могут дать совет заводским конструкторам, как изменить технологию изготовления, чтобы агрегат был прочнее.

Например, МИС долго воевала с «Рубцовским заводом запчастей». Рубцовчане доказывали, что испытания проводились на землях, плотность которых значительно превышала рекомендуемую. Такое бывает в засушливый год. Но потом замечания пошли не только от МИС, но и от крестьян. И тогда заводские конструкторы согласились, что надо делать агрегаты с кратным запасом по прочности. Они изготовили такой плуг, который выдержал вспашку земли, находившейся в залежи больше 20 лет. Сталь звенела от нагрузки, но «взорвала» 800 га. Теперь такой плуг можно продавать крестьянам, не опасаясь рекламаций.

Импортные или отечественные

На вопрос, какие трактора лучше, импортные или отечественные, директор вспомнил, что в этом году Алтайская МИС для испытания прицепных орудий приобрела китайский трактор YTO-LX2204 и New Holland Т7060 производства США.

«Американец» оказался комфортным, удобным, но испытания на стенде показали, что у него не хватает 40 «лошадей» от того, что заявлено в паспорте. Казалось бы, снизив мощность двигателя и лишив возможности трактор работать в полную силу, конструкторы увеличивают его ресурс. Но они обманули покупателя, который думает, что приобрел машину в 220 «лошадей». Теперь испытателям понятно, что New Holland Т7060 не потянет четырехкорпусный плуг.

А китайский трактор четко выдал 221 лошадиную силу,  хотя сельхозмашиностроители из Поднебесной мало внимания уделяют комфорту механизатора.

В то же время в России нигде, кроме Санкт-Петербурга, тракторов не делают. Но и на ПТЗ были проблемы с головкой двигателя. Правда, последнее время питерцы стали использовать немецкую гильзо-поршневую группу и поломок не стало. К-730 отработал с новым двигателем в МИС уже 2500 мото-часов, и пока все нормально. 

Ежегодно в рамках хоздоговорных контрактов в Поспелиху приходит по 3-4 комбайна производства «Ростсельмаш». Весьма современные машины. Кроме системы автоподруливания, облегчающей управление, механизатор на мониторе видит влажность, урожайность, плотность зерна, содержание белка, вплоть до распечатки чека с наработкой за день.

Тот же «Ростсельмаш» пытается внедрить на своих комбайнах беспилотную систему управления. Но Андрей Бодрызлов считает, что, пока в сельской местности нет устойчивого широкополосного Интернета, такая машина соберет в поле все столбы.

Дефицит кадров

Директор признается, что в МИС дефицит инженерных кад-ров. Высшее профессиональное образование настолько деградировало, что инженер не умеет пользоваться даже штангенциркулем. Но и такие недоучки после окончания вуза не едут в село. Им кажется, что лучше работать в каком-нибудь городском магазине.

Особенно не хватает агрономов. Именно они должны контролировать качество работы техники и обеспечить для эксперимента нужную по плотности, по твердости и влажности землю. Если она не соответствует заданным параметрам, то такие испытания будут недействительными. Между тем в МИС готовы предоставить молодым специалистам квартиру и платить достойную зарплату.

Не хватает испытательной станции и госфинансирования. С 1990-х годов предприятию не выделялись средства на ремонт зданий и сооружений. Поддерживать государственное имущество, оборудование в относительном порядке и платить приличную зарплату удается благодаря деньгам, заработанным на заводских испытаниях. Но в этом году таких хоздоговоров мало.

Фоторепортаж