Километры ролей Фоменко

00:00, 16 мая 2014г, Общество 2009


Километры ролей Фоменко Фото №1

Рубцовская актриса Татьяна Фоменко – женщина с характером. Оттого и нет у нее проходных ролей, все заметные, характерные, проработанные до мелочей. Недавно актриса признана победителем краевого конкурса «Лучший работник культуры»

Эта музыка будет вечной

В творческую атмосферу Таня была вовлечена с самого детства. В пятилетнем возрасте уверенно декламировала стихи, при этом ей абсолютно не важно было количество слушателей, перед аудиторией девочка не терялась. А еще очень нравилась музыка, и поэтому совершенно логично, что ее записали в музыкальную школу, где она отучилась по классу домры и аккордеона. Хор, вокал, оркестр народных инструментов, ансамбль – Татьяна занималась везде. Плюс в старших классах ходила на бальные танцы. Поэтому после школы ждали, что она вернется сюда в качестве преподавателя. Но она решила иначе.

Семья тогда жила в Кемерове, культурном центре Кузбасса. Татьяна, как и многие, воспитывалась на спектаклях областного театра оперетты и в конце концов заболела искусством. Поэтому вуз выбирала по принципу: чтобы был театр. Так и стала студенткой Кемеровского института культуры. После его окончания немного поработала в родном городе, а потом вместе с мужем оказалась в Рубцовске. Валентин Романович возглавил коллектив городского драматического театра, Татьяна Николаевна играла на сцене. Планировала приехать на непродолжительное время и уже 26-й год служит рубцовскому зрителю. Случай, можно сказать, удивительный, ведь в театрах миграция очень высока, актеры часто меняют место работы и жительства.

– Не все покоряют Москву и Питер, кто-то должен и на периферии работать, – замечает Татьяна Фоменко.

Труд актёра

За это время Татьяна Николаевна сыграла более двух сотен ролей. В репертуаре театра – несколько десятков спектаклей и нет ни одного, где бы не была занята Фоменко. За свою актерскую карьеру она не один раз встречалась с Островским. Конечно, не с самим Александром Николаевичем, а с произведениями великого русского драматурга. Например, в «Женитьбе Бальзаминова» играла сестер Пеженовых – сначала младшую, а с возрастом старшую. Роль доставалась ей не единожды, причем у разных режиссеров, и никогда она не получалась одинаковой.

– А так и должно быть, – поясняет актриса, – ведь каждый постановщик видит в персонаже и пьесе что-то свое. И ты играешь то, что от тебя требует режиссер, каждый раз входя в роль заново.

Кстати, у Татьяны Фоменко нет любимых или нелюбимых ролей. Хочу или не хочу – это не разговор, ведь театр – это работа.

– Весь текст учится ногами, – утверждает Татьяна Фоменко. – Ты разбираешь его полностью, каждый кусок, смотришь, что ты делаешь, какую задачу должен выполнить.

Затем выходишь с ним и шаг за шагом режиссер выстраивает мизансцену. Каждое движение должно быть отточено, каждая реплика – иметь смысл. И когда ты так сто раз пройдешь – обязательно запомнишь. Но это трудно, вот и не каждый может работать актером.

Директор театра, режиссер-постановщик большинства спектаклей заслуженный работник культуры России Станислав Спивак характеризует Татьяну Фоменко как глубоко ответственного, очень скрупулезного, въедливого в хорошем смысле этого слова профессионала, который тщательно подходит к анализу полученной роли.

– На репетициях она очень профессионально относится к закреплению сценического рисунка и работает без оглядок на часы, – комментирует он. – Не помню, чтобы она опоздала или не подготовилась. А дисциплина в театре важна не меньше, чем в армии.

Татьяна Николаевна говорит, что они со Станиславом Федоровичем прошли одну и ту же школу, а потому прекрасно понимают друг друга.

Труппа Рубцовского драмтеатра небольшая, поэтому практически все заняты сразу в нескольких спектаклях. Приходится учить много ролей и ни в коем случае ничего не забыть и не перепутать!

В роли мамы

Сейчас на сцене драмтеатра идут четыре спектакля: два детских и два вечерних, для взрослых.

Одна из последних работ – «Очередь», где Фоменко досталась роль судьи. «Спектакль очень стильный и явно выбивающийся из ряда привычных постановок. Иной стиль, язык – такое ощущение, что ставил совсем другой режиссер, а не Станислав Спивак. В общем, любопытная вещь получилась» – так отзывается о нем актриса.

В «Счастливом номере» Татьяна играет мать.

– Шикарная роль! – делится впечатлением исполнительница. – Она на 90 процентов на меня ложится. Какая я в жизни, такая и здесь. Отношения матери с сыном в пьесе – это во многом мои отношения с родным сыном. Даже разговоры похожи.

Кстати, Роман, выросший в творческой семье, будучи маленьким, всегда ходил на мамины спектакли. Ему очень нравился театр. «Мамочка, здесь живет сказка!» – говорил он, проходя мимо художественного цеха. Сейчас времени стало куда меньше, но в день премьеры обязательно поздравляет и дарит цветы.

Еще одна роль матери – в пьесе «Мамуля», которая временно ушла со сцены. Там тоже интересная работа: героиня возвращается из тюрьмы. Очень колоритный персонаж!

Но на этом тема материнства не заканчивается, а плавно перемещается в постановки для детей. В сказке «Научи меня бояться» Фоменко поначалу досталась роль матери Ганса и лишь потом она стала рассказчицей. «Зайка-зазнайка» вообще отдельная история.

– Представляете, я впервые в жизни Зайчиху играю! Это видеть надо, – смеется Татьяна Николаевна. – А куда денешься, если в спектакле одни зайцы по сцене прыгают?!

Каждый год драматический театр ставит новую новогоднюю сказку. Все они очень добрые, веселые, вот только Фоменко предстает в образе коварной Бабы-яги, все козни которой, как водится, против нее и оборачиваются.

Каждая премьера для актеров – это праздник, который они сделали для других. Когда в зале аншлаг, когда зрители встают и встречают артистов овациями – это момент, ради которого и живут служители Мельпомены.

Главный распорядитель

Больше десяти лет Татьяна Николаевна была, кроме всего прочего, заведующей труппой театра. Отвечала буквально за все, что творится на сцене. Это даже не два или три в одном, а двенадцать в одном! Если идет монтаж декораций – никогда не пустит дело на самотек, обязательно проконтролирует, чтобы все было сделано как надо. Ее даже прозвали монтировщиком в юбке. На ней лежала организация всего творческого процесса. Одно составление расписания чего стоит! Надо его сделать удобным и для режиссера, и для актеров, и чтобы работа не останавливалась.

Когда эти обязанности стали совсем уж в тягость, попросила директора освободить ее по состоянию здоровья. Однако до сих пор готова помочь и словом, и делом – по-прежнему чувствует себя ответственной за все происходящее.

– Там, где работа, там моя фамилия, – шутит Фоменко. – Однажды кто-то из ваших коллег-журналистов сказал, что я замужем за театром.

Татьяна сожалеет о том, что труппа сокращается, нет притока новых сил. Молодежь талантливая есть, но приходит она с представлениями о многотысячных гонорарах и богемной жизни, а как только узнает о размерах ставок, энтузиазм в глазах гаснет. Сегодня, чтобы работать в театре, нужно очень любить его и вкалывать, насколько сил хватит.

Руководство, надо отдать ему должное, старается стимулировать стремление к профессиональному росту. Ежемесячно материально поощряет тех, кто признан лучшим творческим или техническим работником.

Признание

За столько лет работы на сцене заслуги Татьяны Фоменко отмечались не раз. Но есть награды, которыми она особенно гордится. Одна из них – юбилейная медаль в честь 75-летия Алтайского края. В этот же год Рубцовск отметил 120-летие, а драматический театр – 75 лет со дня создания. Ее она и надела, когда отправилась получать очередную награду за победу в губернаторском конкурсе профессионального мастерства «Лучший работник культуры».

– Мне почему-то захотелось ее надеть. Все-таки я от Рубцовска шла, причем как победитель, – замечает наша героиня.

Татьяну Николаевну признали лучшим работником театрального и концертного учреждения. Ведущий мастер сцены Рубцовского драматического театра отмечает, что это стало ярким событием в ее жизни.

– В театре члены художественного совета решили, чтобы я номинировалась в этом конкурсе, – рассказывает она. – Сначала победила в Рубцовске, затем мои документы направили в Барнаул. Знаете, я никогда не была завистливой и не считала себя звездой. Если бы признали достойным награды кого-то другого – пусть. Но, наверное, я заслужила это за 32 года своей театральной деятельности.

На сцене Государственной филармонии 26 марта Татьяна Фоменко представляла родной город. Это и ей было приятно, и для театра престижно.

Мечты сбываются

Рубцовский драматический театр вошел в число социально значимых объектов, где будет произведен капитальный ремонт в рамках губернаторской программы «80х80». Производимый ежегодно косметический ремонт уже не спасает положения. Здесь постоянно что-то подкрашивают, подбеливают, латают крышу и все равно во время дождя ставят тазики. Конечно, весь коллектив надеется, что финансирование окажется своевременным, строители – добросовестными, а сам процесс не затянется. Осталось доработать до лета и ждать начала реконструкции.

Ведущая актриса уверена, что преобразится не только здание, являющееся памятником культуры регионального значения. Произойдут глубокие внутренние перемены.

– Губернатор Александр Карлин столько внимания уделяет нашему театру! Он сказал, что здание станет лучшим в России, – с гордостью говорит она.

По мнению Татьяны Николаевны, это будет визитная карточка города вкупе с театральным бульваром, который планируется здесь создать.

– А в красивом помещении должны работать красивые люди, ставить красивые спектакли, которые будут посещать красивые зрители, – добавляет она. – Я верю, что все обязательно сбудется!

Людмила МАКОВЕЦКАЯ, Николай СИНЕГУБОВ (фото)

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж