Комедийный фильм о разнице поколений не уходит с российского проката

07:14, 06 сентября 2022г, Культура 823


Комедийный фильм о разнице поколений не уходит с российского проката Фото №1

С начала лета и по сей день в прокате держится авантюрная комедия «Молодой человек» с Павлом Табаковым в главной роли – впрочем, сейчас ее уже можно смотреть и на нескольких онлайн-платформах.

Кино о пропасти между поколениями сочетает в себе обескураживающую наивность и циничные шутки – кажется, авторы так до конца и не определились, что у них за фильм. Но если судить по зрительским отзывам, публика довольна: на портале «КиноПоиск» у «Молодого человека» сейчас недурной рейтинг 7,3, а пользовательские рецензии в Сети – сплошь положительные, фильм называют милым, светлым и добрым. Разбираемся, в чем же его обаяние.

Пока друзья играли во дворе, Ваня Ревзин положил детство и юность на репетиторов и отличную учебу под присмотром строгой мамы (актриса Ксения Кутепова). Но золотая медаль, ЕГЭ на 92 балла и красный диплом МГУ не очень-то помогли ему в жизни. В свои тридцать он служит мелким клерком в вымышленном банке – да и эту работу теряет в самом начале фильма. А, придя домой, выясняет, что его жена влюбилась в боксера и хочет развестись. И ровно в тот момент, когда в его жизни не остается ничего, кроме разочарования и многолетней ипотеки за маленькую студию в «человейнике», он узнает, что бывший одноклассник-двоечник Коля Ковпинец (Данила Козловский) стал то ли успешным бизнесменом, то ли коучем, то ли политиком (в пользу этой версии говорит синий костюм – униформа российского депутата), то ли всеми сразу. И теперь устраивает благотворительный лагерь для одаренных подростков «Школа юного лидера», лучший участник которого получит приз в десять миллионов рублей.

Привычно попричитав: «Что я в жизни делаю не так?», Ваня решает хоть раз поступить безнравственно и воспользоваться своим слишком юным видом, из-за которого сих пор вынужден предъявлять паспорт при покупке алкоголя. Сбрив бородку, подделав документы и пройдя краткий курс молодежного сленга, рэпа и ТикТока, он отправляется в пансионат «Юность», где попытается выиграть деньги у тех, кто в два раза моложе, и не спалиться. На месте выясняется, что за проектом лагеря стоят вовсе не идеализм и желание поддержать талантливую молодежь страны, но Иван достаточно циничен, чтобы попробовать обмануть обманщиков.

Среди его юных соперников в лагере выделяются лидер состязания Егор, влюбившаяся в Ивана с первого взгляда 14-летняя Настя (Валентина Ляпина) и Арсен (Глеб Каллистов), про которого трудно что-то сказать, кроме того, что он умный, в очках и при этом – в соответствии с самыми дикими национальными стереотипами – пронес в лагерь нож и травмат. Вожатых играют Ингрид Олеринская (ее героиня Лера – идеалистка, мечтающая о собственной школе) и стендап-комик Данила Поперечный.

Можно ли построить двухчасовой фильм на одних интернет-мемах? Режиссер-дебютант, он же сценарист Александр Фомин считает, что да. Так что сюжетные повороты тут вряд ли удивят – благо американское кино уже подарило нам немало фильмов о великовозрастных неудачниках, ради какой-то рабочей надобности вернувшихся в школу с ее специфическими правилами и отношениями. Сюрпризом могут стать разве что цитаты из «Рэмбо» и фильма Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами».

При этом юмор публику, судя по всему, устроил: тут и подросток, не понимающий, как звонить по старому дисковому таксофону, и неспособность миллениала Вани разобраться в новом сленге, из-за которой он то и дело попадает в неловкие ситуации. Нельзя не отметить, кстати, что на современных подростков режиссер смотрит скорее с симпатией, в то время как к собственным ровесникам (Александру Фомину – 33) у него масса вопросов, и предназначен фильм именно им.

Все худшее в поколении, воспитанном в девяностые, здесь воплощает персонаж Данилы Козловского. Коля Ковпинец, списавший в свое время ЕГЭ, а ныне промышляющий распилами и откатами, – редкая для него отрицательная роль. Впрочем, даже у него есть если не оправдание, то хотя бы объяснение: в детстве он был травмирован телеигрой «Позвоните Кузе». Артист в своих эпизодических появлениях на экране явно наслаждается образом, высмеивая и профессиональные штампы, и самые известные роли. Выступая в роли лайф-коуча, он кричит подросткам: «Вот я – никогда не остановлюсь! Я и тренер, и хоккеист, и пилот, и революционер!»

Другое дело, что даже главный герой (не говоря уж обо всех остальных) так и остается схематичным, и в том нет вины актера Павла Табакова. Почему бывший послушный мальчик, едва попав в лагерь, вдруг превращается в махрового циника и хама, который курит у всех на виду, одержим призрачными десятью миллионами и прессует подростков? Потому что он – взрослый? Этому в фильме объяснения нет. Оправдывать для себя внезапное финальное преображение Вани Ревзина зрителям тоже придется самостоятельно. Впрочем, «Молодой человек» явно метит в разряд кино для настроения, от которого не принято требовать многого.

Фоторепортаж