Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай»

13:15, 10 сентября 2023г, Культура 1078


Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Фото №1
Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Фото №2
Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Фото №3
Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Миниатюра №4
Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Миниатюра №4
Краевой театр драмы открыл сезон завораживающей комедией «Облако-рай» Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

Краевой театр драмы в конце минувшей недели открыл сезон премьерой лирической комедии «Облако-рай» по повести Георгия Николаева «Звёздный час по местному времени».

История провинциала Коли, сильно удивившего обитателей маленького городка своим внезапным отъездом, известна по фильму Николая Досталя 
1990 года. Для московского режиссера Галины Зальцман это не первый опыт обращения к кинодраматургии (ее спектакль, поставленный по сценарию финского режиссера Аки Каурисмяки, пару лет назад даже получил специальную премию жюри на «Золотой маске»). Нежные чувства к перестроечному фильму Досталя, по собственному признанию постановщицы, немного усложняли работу над барнаульским спектаклем. Но в итоге по своему духу наше театральное «Облако-рай» получилось совсем другим, сохранив при этом и юмор, и щемящую грусть.

Сумбурные проводы

В самом театре новую постановку определяли как спектакль-концерт. По сюжету в одном провинциальном Доме культуры при спичечном заводе «Победа» готовят музыкальную программу в память о простом парне Коле, который несколько лет назад собрался да и уехал на Дальний Восток. Поэтому за тяжелым занавесом основной сцены театра обнаруживается еще один – маленький и неказистый, а за ним – торжественно выстроившиеся жители городка Верхний Ломов, эклектично одетые по перестроечной моде и прочувствованно исполняющие песню «Звёздочка моя».

История Коли (актер Артём Казаков), который просто томился от безделья и одиночества пустым воскресным днем, так и будет перемежаться музыкальными номерами в исполнении остальных действующих лиц – приятелей и соседей главного героя, которых Коля совершенно не интересовал, пока занимал свое привычное место в этой вселенной. А место его таково: он в ссоре со своей девушкой Наташей (Кристина Василенко) и откровенно презираем ее вспыльчивой мамой Татьяной Иванной (ее по очереди играют Елена Зотова и Лена Кегелева). Соседи не знают, как увернуться от его общительности – вот и резкий Василич (Максим Пивнев), шедший по своим хозяйственным делам, грубо отделывается от пустого разговора о погоде. Старухам, словно приросшим к лавочке во дворе (их играют Геннадий Тихонов и Владимир Черепанов), тоже особо нечего сообщить насчет возможности дождя в этот решительно ясный день. Даже для единственных друзей, супругов Феди и Вали (Сергей Рассахань и Анна Бекчанова), его приход в гости – не повод накрыть на стол.

Тут-то Коля возьми и брякни, что уезжает прямо сегодня на Дальний Восток – будто бы его туда позвал друг детства. Никакого друга, конечно, не существует – у Коли нет даже чемодана, чтобы собрать вещи. Но на Федю и Валю новость производит такое мощное впечатление, что возможности взять свои слова назад у Коли не остается. И вот уже Федя накинул поверх майки яркую гавайскую рубашку, а Валя переоделась из халатика в свое лучшее красное платье. И начинаются сумбурные проводы, во время которых Коля впервые в своей жизни станет важен абсолютно всем: и девушке Наташе, которая никак не может высказать своих подлинных чувств, и соседям, спешащим вынести из его тесной комнатки всю мебель.

Первопроходец

К слову о комнатке. Ее, как и кухню Феди и Вали или обшарпанную дверь подъезда, на время выкатывают на сцену рабочие. Подвижные фанерные декорации сменяют друг друга, появляется бетонная автобусная остановка, на которой ждет своего транспорта Татьяна Иванна (вместе с остановкой скандальную даму и увезут за кулисы). Этот подвижный мир совершенно не похож на навеки застывший город из фильма Досталя. Даже убожество быта местных обитателей в спектакле выглядит скорее поэтично.

Исполненные силами самодеятельного ВИА музыкальные номера (а тут и «Нежность» Майи Кристалинской, и «Синоптики» группы Nautilus Pompilius, и «Трава у дома») – не единственное обрамление этого анекдота об остром одиночестве и неприкаянности. Спектакль начинается с апокрифической истории о Юрии Гагарине, которую рассказывает ведущий концерта в ДК (Александр Рогозин): будто бы на орбите первый космонавт испытал паранормальное воздействие, информацию о котором в СССР засекретили.

Для обитателей Верхнего Ломова Коля тоже становится первопроходцем, а его внезапный отъезд в неизвестность, нарушивший порядок вещей, приравнивается к полету в космос (не такое уж это и преувеличение). Неслучайно на стене в Колиной комнате висит в рамочке обложка журнала TIME с портретом Гагарина, а дальний от зрителей край сцены поднят в виде округлого помоста, словно мы смотрим на Землю чуть издалека.

За этим округлым краем во время всего спектакля рабочие сцены проносят на длинных палках, как лозунги на первомайской демонстрации, сначала наивные фанерные облачка и кометы, потом воздушный шар, старый желтый пазик, который вот-вот увезет Колю навсегда, а затем глобусы и портреты Гагарина. Ближе к финалу на сцене появляется молчаливый космонавт в белоснежном скафандре, а автобусная остановка, на которую Колю почти насильно провожают всем городом, тонет в алом дыму, словно стартовая площадка ракеты.

Фоторепортаж