Чем грозят бесплатные косметические процедуры, на которые зазывают по телефону

17:00, 03 февраля 2016г, Медицина 1463


1
1

Такой звонок всегда неожиданный. Позвонить на ваш мобильник могут и в разгаре рабочего дня, и в выходной. Сладким голосом назовут по имени-отчеству и пригласят на совершенно бесплатную косметическую процедуру в безымянный салон красоты. Вот, собственно, мышеловка и подготовлена с тем самым бесплатным сыром. Вариантов развития событий два.

Согласие

Не правда ли, очень заманчиво навести красоту, не заплатив за это ни копейки. Как тут не дрогнуть! Вот и моя приятельница Надежда взяла адресок и в назначенное время отправилась возвращать молодость.

Салон оказался небольшим. Приятная девушка, назвавшаяся косметологом Оксаной, совершила массу манипуляций, покрывая части лица клиентки то одним снадобьем, то другим. При этом она комментировала свои действия и рассказывала о чудодейственных свойствах применяемых средств.

Результат Надежде понравился, лицо приобрело ухоженный вид, а когда женщина довольна собой, у нее и глаза светятся, и усталость проходит, и выглядит она моложе. В общем, Надежда почти не сопротивлялась, когда Оксана предложила ей приобрести набор косметики известной зарубежной фирмы. Правда, ахнула, когда узнала цену:

– Ой, у меня зарплата маленькая, не по карману все это.

Думается, Оксана только и ждала этих слов. Зачем же жить от получки до получки, когда вот он – легкий заработок? Допустим, крем стоит пять тысяч рублей, а Надежда может взять его со скидкой – за четыре тысячи. Продаст всего десять штук и заработает десять тысяч рублей, за которые она целый месяц пашет.

И моя приятельница – человек взрослый и вполне разумный – набрала косметики аж на 40 тысяч рублей! Деньги заняла у родственников (хорошо, хоть не в банке), рассчитаться обещала через месяц.

Через месяц ей с трудом удалось реализовать одну дорогущую баночку. Еще одну продала перед Новым годом. То ли коммерческой жилки не оказалось, то ли косметика по заоблачным ценам в Рубцовске мало кому нужна. Перед родственниками пришлось долго извиняться, долг теперь возвращает из своей и без того скудной зарплаты. Оставшейся косметикой пользуется сама и раздает подругам – не ждать же, когда срок годности закончится.

И это, кстати, закономерный финал. Подобный бизнес получил в России настолько широкое распространение, что Общественная палата попросила Генеральную прокуратуру обратить на него внимание. Соответствующее обращение генеральному прокурору Юрию Чайке направил член Общественной палаты, заместитель председателя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям Георгий Федоров. Как указывается в документе, в Общественную палату обращаются женщины, которых «при помощи неоднократных настойчивых звонков на мобильные телефоны, используя заведомо ложную информацию, в навязчивой форме заманивают в некий салон красоты якобы на бесплатную косметическую процедуру».

В дальнейшем «лица, представившиеся косметологами, отказывающиеся, однако, предоставить клиенту какие-либо документы, подтверждающие статус врача-косметолога, действующие совместно с сотрудниками банка и другими работниками, оказывают активное давление на гражданина при помощи специальной психологической методики с целью навязать ему покупку набора косметики по явно спекулятивной стоимости – есть основания предполагать примерно 10-кратное увеличение стоимости в сопоставлении с закупочной стоимостью у производителя», указывает Федоров. Так как у женщин такой крупной суммы на покупку – в среднем 90-100 тыс. рублей – с собой обычно нет, в результате они остаются с «ненужным и сомнительным косметическим продуктом стоимостью предположительно не дороже 10-12 тыс. рублей и оказываются должны крупную сумму, в том числе проценты по кредиту – совокупно примерно 150 тыс. рублей».

«Все эти действия, возможно, могут быть квалифицированы как мошеннические, то есть как приобретение права на чужое имущество, в данном случае – денежные средства, путем обмана или злоупотребления доверием», – заключает в документе Георгий Федоров.

Кстати, в Госдуме создана рабочая группа по разработке законопроекта, защищающего граждан от импульсивных кредитов. Разработчик законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов надеется, что прокурорские проверки позволят закрыть эту проблему.

– Мошенники действуют очень грамотно с юридической точки зрения, однако правоохранительные органы не могут бесконечно закрывать глаза на подобную деятельность, – убежден он. – Весьма странно, что всё это до сих пор не привлекло пристального внимания МВД и прокуратуры, несмотря на многочисленные обращения и жалобы.

Несогласие

Проще, разумеется, не клевать на приманку, но… Не так-то это просто. Тут надо не просто иметь здравый рассудок, но и характер проявить. Ведь в ответ на фразу «Нет, спасибо» вы обязательно услышите удивленный возглас:

– Как?! Разве вы не хотите быть молодой и красивой?

Не знаю такой женщины, которая на данный вопрос ответит отрицательно. А это значит, что вопрос задан очень грамотно, звонящий сыграл на самых чувствительных женских струнках да еще и напомнил, что это же бесплатно. И в голове уже зарождаются сомнения…

Можно, конечно, ответить, мол, я и так молодая и красивая – это практически ничего не меняет, вы уже вступили в диалог, причем ваш собеседник ведет его активно, а вам лишь остается следовать за его мыслью. Не думайте, что «на другом конце провода» наивная девчушка, этой сотруднице поставили задачу и составили алгоритм действий, в которых вы ведомый и потенциальный клиент.

Моя знакомая Татьяна, психолог по образованию, советует не вступать в диалог либо брать инициативу на себя. В первом случае просто сухо поблагодарите, попросите больше не звонить и нажмите «отбой». Не бойтесь показаться невежливой, там это как-нибудь переживут. Второй метод я попробовала применить сама – сработало! Когда позвонили в очередной, пятый или шестой раз, я сразу задала девушке давно интересующий меня вопрос:

– Откуда у вас мой номер телефона?

– Ваша подруга или знакомая дала.

– Ни одной моей подруге в голову не придет давать мой номер, зная, как я к этому отношусь.

– Ну тогда, может быть, из магазина, где вы оставляли свои данные.

– Назовите, что это за магазин, который дает мой номер без моего согласия?

Короткие гудки… К подобному разговору девушка явно была не готова.

Между тем вопрос-то действительно интересный. Откуда у «левых» людей целые клиентские базы? Оформляя в солидных магазинах клубную или бонусную карту, я оставляю там свои анкетные данные, в том числе номер сотового. И рассчитываю, что использоваться они будут исключительно для информирования меня как клиента данной организации. Как происходит утечка? На эту проблему тоже следует обратить пристальное внимание.

Любим мы, женщины, косметику. Это наша маленькая простительная слабость. Главное – не терять головы от заманчивых предложений.

Фоторепортаж