Рубцовское предприятие прокладывает свой путь тяжелыми машинами

15:00, 15 марта 2016г, Общество 1335


1
1

Рубцовское предприятие «Алтайтрансмаш-сервис» по-своему уникально. Только там выпускаются знаменитые снегоболотоходы «Марал», которым нипочем ни тайга, ни тундра. Тяжелые, выносливые машины изготавливаются по заказу и используются в труднопроходимой местности.

Без паники

«Марал» отличается от других подобных гусеничных машин тем, что предназначен специально для прокладки трассы. Он пробьется там, где больше не пройдет никто. Задачи этой машины, например, сломать лед, чтобы он потом замерз. Сломать еще раз. И так до тех пор, пока толщина намерзшей воды не будет достаточной для того, чтобы прошла тяжелая техника с грузом. В основном рубцовские снегоболотоходы работают на Сахалине, Камчатке, в Якутии, Заполярье. Разработка месторождений и строительство продолжаются, а значит, будет и потребность в вездеходах.

Вот и сегодня, несмотря на кризис, в цехе ведется сборка, а новые машины стоят во дворе предприятия. Правда, там им совсем не место. «Маралы» уже давно должны были уйти заказчику, да тот отказался от покупки – нет денег, хотя и тендер был выигран, и договор подписан. Директор завода Иван Томашевич несколько обескуражен, но руки не опускает, службы предприятия ищут покупателей. Производство же ведется на запасах, которые, правда, подходят к концу.

– У нас были запасные узлы, агрегаты, металл для того, чтобы вести производство в этом году, – поясняет Иван Иванович. – Никто еще ничего не заплатил, а мы все равно работаем. У нас было достаточно средств, чтобы выполнить все налоговые обязательства и вовремя выдавать заработную плату. Не хватило денег, чтобы обновить оборудование, но и оно в хорошем состоянии. Мы приняли решение не сбавлять темпов производства, все равно продукция будет востребована. Хотя работа у нас сезонная, такая техника обычно нужна зимой.

Сейчас есть четыре полностью готовые машины, одна на подходе – работы осталось на пару недель, и две в процессе сборки. Это объем четырех-пяти месяцев работы.

Просто и надёжно

Сейчас на заводе выполняется заказ алтайского предприятия «Кучуксульфат». Кроме этого есть понимание, когда и какая техника будет нужна. Собрать машину за несколько недель не получится, лучше иметь готовую, чтобы укомплектовать ее в соответствии с потребностями заказчика.

Снегоболотоходы делают максимально доступными для обслуживания тем людям, которые будут на них работать. В условиях Заполярья, вечной мерзлоты техника не должна подвести. Поэтому на заводе не стремятся напичкать ее суперсовременной электроникой и компьютерами. Используются, может быть, не самые прогрессивные конструкции ходовой части, но простые и надежные.

– Заказы есть, но мы могли бы делать намного больше снегоболотоходов и технологических комплексов на их базе, – говорит директор. – Если реализации не будет в ближайшие полгода, предприятию придется туго.

Финансовая сторона

По мнению директора, на данную ситуацию повлиял не столько кризис, сколько неправильно отрегулированные финансовые потоки. Компаниям необходима техника, которая будет помогать им в работе. Но она дорогостоящая, и организации ограничиваются покупкой запчастей и пытаются восстановить имеющийся парк. Однако и ремонт обходится не дешево. Новые машины, безусловно, лучше и надежнее, поэтому нужно находить лизинговые схемы, договариваться о рассрочке с производителем.

– В той ситуации, в которой мы находимся, самой существенной помощью стали бы дешевые кредиты, – считает Томашевич. – Мы их отдадим. Производство не быстро раскачивается, но и не быстро умирает. Оно живет, работает. А те кредиты, которые предлагаются сегодня, отработать не реально.

Стоимость снегоболотохода зависит от того, чем он укомплектован. Например, буровое оборудование в Рубцовске не производится, его приходится приобретать и адаптировать для этой машины. Цена вырастает в разы. Основная часть поливочного оборудования тоже покупная. За прошлый год цена на двигатели поднялась на 40 процентов. Транспортные и энергетические расходы очень серьезно влияют на себестоимость. Все это сказывается и на конечной цене продукции, и на заработках работников. Они хоть и не самые маленькие по машиностроительной отрасли края, но не сравнимы с теми, что люди получают в крупных промышленных центрах.

Будущее – за молодыми

В «Алтайтрансмаш-сервисе» работают около 50 человек. Коллектив на заводе возрастной, большинство начинало трудовой путь еще в советские времена, поэтому стараются привлекать молодежь. Обращают внимание на студентов аграрно-промышленного техникума, Рубцовского индустриального института. Их берут на практику и создают все условия, чтобы ребятам захотелось остаться на предприятии. В частности, оформляют трудовую книжку, куда вносят запись, что человек работал по специальности. Ему дальше в жизни будет проще.

В прошлом году в коллектив вернулся сварщик Андрей Плотников. Он устроился на завод после училища, затем отслужил в армии и решил не изменять рабочей профессии. Еще один молодой сотрудник – станочник Вячеслав Яхимович. Есть пополнение и в рядах специалистов. 22-летний инженер-конструктор Мария Кулиненко выбрала профессию осознанно. Ей нравится вести разработку конструктивных решений.

– Завод предоставил мне возможность учиться и работать, – рассказывает девушка. – Я трудоустроена официально. Для меня сейчас главное не зарплата, а приобретение опыта. Помогаю разрабатывать чертежи деталей, сделала ленту остановочного тормоза. Часто бываю в цехе. Сегодня на плазменной установке вырезали по чертежу детали. Молодому инженеру нравятся теплая атмосфера, отзывчивый коллектив. Опытные работники знакомят ее с производством, дают советы. Мария и в дальнейшем планирует работать по профессии на этом предприятии.

Фоторепортаж