Диспетчерский центр для глухих людей открыли в Рубцовске

07:46, 26 апреля 2024г, Общество 764


Фото: Людмила Маковецкая
Фото: Людмила Маковецкая

Посетительница диспетчерского центра для людей, имеющих ограничения по слуху, оживленно разговаривает со специалис­том Татьяной Евтушенко на языке жестов. Обсудили проблему и пути ее решения, женщина ушла с улыбкой. И сразу видеозвонок – на связи уже другой клиент. Это обычный рабочий день оператора кол-центра.

Простое – сложно

Диспетчерская при комплексном центре социального обслуживания населения в Рубцовске работает около трех месяцев, поступило уже более 170 обращений. Специа­лист-сурдоперводчик – словно связующее звено между инвалидом по слуху и окружающим миром. Кому-то нужно записаться в поликлинику на прием к врачу, другому обратиться в управляющую компанию, третьему заказать доставку еды. А еще вызвать скорую, аварийную службу, да мало ли что еще. Для обычных людей это элементарные бытовые вопросы, а для особенных представляет немалую трудность именно из-за того, что просто так позвонить и объяснить они не могут, да и при личном общении окружающие их не понимают, ведь практически никто не знает языка жестов.

Поближе к клиентам

В Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах более 200 таких людей, и в конце прошлого года на уровне Министерства социальной защиты населения Алтайского края и Всероссийского общества глухих было принято решение об организации диспетчерской службы на территории города.

Директор комплексного центра социального обслуживания населения Рубцовска Василий Батьканов рассказал, что рабочее место оператора кол-центра разместили в помещении клуба, куда приходят глухонемые люди для общения и проведения своих мероприятий. Теперь они там же могут получить помощь специалиста.

На столе оператора компьютер с видеокамерой и мобильный телефон. Видеосвязь Татьяна Евтушенко использует часто, хоть и не считает самым удобным способом коммуникации: обзор очень маленький, даже если вывести картинку на компьютер. Сложнее всего, когда клиент на приеме у врача. Ему надо объяснить, что говорит доктор, для этого человек должен постоянно передвигать телефон. Поэтому глухонемые люди больше любят, когда их сопровождают на прием к врачу. Но не всегда есть такая возможность, сурдопереводчиков всего двое.

Важно поддержать

Татьяна завершает обучение в Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. К получению специальности «сурдокоммуникация» ее побудило общение с глухими друзьями, она увидела, как нужна им поддержка. Теперь ее квалификация позволяет оказывать помощь на более высоком уровне.

– Диспетчерский центр совершил прорыв в деле помощи этим людям, – считает специалист. – Раньше участники общества глухих собирались в клубе два раза в неделю, а я работаю пять дней, значит, приходить, общаться и решать свои вопросы они могут чаще, в том числе летом.

Живое общение ничем не заменишь. Человек с пониженным слухом испытывает дискомфорт от непонимания, а в центре получает, кроме практической помощи, еще и психологическую. У Татьяны всегда есть время поговорить, поддержать, и делает она это искренне.

К ней могут обратиться и родственники глухих людей. Татьяна поможет правильно оценить ситуацию, наладить коммуникацию. Особенно это касается родителей, которые узнали о проблемах со слухом у ребенка и находятся в полной растерянности.

Реальная польза

Важно, что специалиста серьезно воспринимают те организации, в которые она обращается.

– Рубцовчане удивляются, что у нас в городе есть такие профессии, и ко мне относятся с уважением, – отмечает Татьяна Евтушенко. – Когда мы приходим с клиентом вдвоем, например, в поликлинику, он чувствует себя более защищенным. И сотрудникам понятно, что нам надо, сразу переходим к делу.

Информация о работе диспетчерского центра быстро распространилась среди инвалидов по слуху, звонят и из районов.

– Люди, получив консультацию, помощь в решении вопросов, рассказывают своим знакомым с такими же проблемами со здоровьем, – говорит Василий Батьканов. – Думаю, что в перспективе количество обращений в диспетчерский центр будет увеличиваться, когда люди поймут потенциальные возможности службы и ее реальную пользу. Планируем за 2024 год отработать около 1000 обращений.

Такая поддержка позволит улучшить условия проживания и повысить качество повседневной жизни инвалидов по слуху.

Факт

Открытие диспетчерской службы для инвалидов по слуху позволяет решать социально значимые вопросы, повышать доступность услуг, качество жизни глухих и слабослышащих граждан.

Фоторепортаж