Международная выставка о петроглифах Алтая открылась в Барнауле

19:00, 24 января 2020г, Культура 1422


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Международная выставка «Послания великих странников: петроглифы Алтая» открылась в Барнауле. Экспозиция, посвященная наскальным рисункам древних людей, демонстрирует современный художественный войлок и авторские ювелирные украшения.

Идейным вдохновителем проекта стала друг и давний партнер Художественного музея Алтайского края барнаульская предпринимательница Нина Глушакова.

Пазырыкские находки

Сочетание тончайшего искусства и традиционного ремесла, столь разных материалов, дополняющих друг друга, куратор экспозиции Татьяна Боровцова называет творческой симфонией.

– Выставки, посвященные петроглифам, сейчас проходят по всему миру. Наша же концепция такова: мы в разных материалах показываем алтайские петроглифы, конкретно пазырыкские находки, – говорит Татьяна Александровна. – Здесь представлены не только произведения на тему наскальных рисунков, но и реконструкции скифских костюмов, найденных археологами на Алтае. Все войлочные изделия изготовлены мастером из Монголии Мунхсоёлом Батсухом – художником, этнографом, дизайнером.

Наш Художественный музей познакомился с этим мастером в 2018 году благодаря своему бывшему сотруднику, искусствоведу, действительному члену Академии художеств Михаилу Шишину. Тогда монгольский художник подарил музею панно «Петроглиф» – уникальное произведение, не похожее ни на что знакомое нашим специалистам (его можно увидеть в экспозиции).

Этой зимой Мунхсоёл Батсух уже принял участие в большой международной выставке в Сочи. А по пути на нее представил свои новые произведения в Барнауле, заодно провел мастер-класс для тех, кто увлечен войлоком. Если в ноябре его работы можно было увидеть буквально в течение всего одного дня, то нынешняя выставка (пусть это и малая часть сочинской экспозиции) будет работать до 1 марта.

Точная реконструкция

– Инициатор пректа – Нина Михайловна Глушакова, человек удивительной миссии и таланта: она умеет рассмотреть художников и познакомить с ними весь мир, – говорит куратор экспозиции.

Предпринимательница уже не раз выступала соорганизатором международных выставок авторской художественной куклы. А ее увлечение петроглифами и скифами началось с книги «Костюмы и текстиль пазырыкцев Алтая». Показывая на представленный в нынешней экспозиции реконструированный костюм – мужской войлочный шлем, катандинский «фрак» и шерстяные штаны, Нина Глушакова подчеркивает:

– Этот костюм – не выдумка Мунхсоёла, а точная реконструкция одежды, найденной в курганах. Я сама удивилась тому, как выглядели костюмы древних людей: в них не было ничего такого, что не мог бы надеть современный человек, – подобные силуэты сейчас разрабатывают многие известные дизайнеры. И все это чрезвычайно функционально.

– Ну это ведь кочевники!

– Да, но эти кочевники были людьми с невероятным вкусом…

Кстати, сама Нина Михайловна пришла на вернисаж в платье работы монгольского мастера: абсолютно бесшовном войлочном наряде с асимметричным подолом, принтом снежного барса (одного из главных героев древней наскальной живописи) и перламутровыми вкраплениями шелка.

«Рама» для наскального рисунка

Вторая часть выставки – авторские ювелирные коллекции, созданные по идее Нины Глушаковой:

– Я обратилась к людям, которые создают настоящее ювелирное искусство, в частности к Григорию Мягкову из Тольятти, у него много работ, являющихся арт-объектами. Автор второй коллекции «Человек мечтающий» – наш земляк, киносценарист и режиссер Евгений Бедарев, чей диапазон творческих интересов очень широк.

Нина Глушакова говорит: задачей ювелиров было создать своего рода раму для картин древних художников. Наскальные рисунки перенесены на кольца и серьги в точных пропорциях. За вдохновением мастера ездили в Горный Алтай, посещали урочища и стоянки древних людей.

«Я хотела сделать выставку, в которой проявилось бы соавторство древнего и современного художников», – говорит Глушакова.

Фоторепортаж