Михаил Щетинин: «Аграрии должны видеть перспективу»

13:00, 02 июня 2017г, Общество 1726


1
1

Сенатор от Алтайского края, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в своем интервью «АП» рассказал о том, как регион может получить дополнительные положительные результаты в сельском хозяйстве, насколько успешно выполнено постановление верхней палаты Федерального собрания о поддержке социально-экономического развития края и какой должна быть сумма курортного сбора.

Увиденное поразило

– Михаил Павлович, недавно в Белокурихе состоялось выездное заседание двух комитетов Совета Федерации: по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Насколько для нашего региона важно проводить подобные мероприятия?

– Оно является знаковым, ведь Алтайский край за весь постсоветский период никогда не принимал одномоментно такое количество сенаторов. Они смогли убедиться, что край не только одна из основных житниц страны, крупнейший агропромышленный регион, но и динамично развивающийся туристический субъект Российской Федерации.

Выбор региона для проведения заседания сразу двух ключевых комитетов Совета Федерации не случаен. Как уже говорилось, наш край – один из крупнейших производителей продовольствия в России. По количеству муниципальных образований вообще и сельских в частности его также следует назвать одним из лидеров в Российской Федерации. Половина населения региона проживает в сельской местности. Поэтому обсуждение вопросов, связанных с земельными отношениями, особенно с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, с устойчивым развитием сельских территорий, для Алтайского края весьма актуально. В регионе накоплен положительный опыт в этом направлении, которым он готов поделиться.

Полагаю, коллеги не разочарованы. Кроме рассмотрения вопросов повестки заседания они познакомились с ходом реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма», осмотрели объекты рекреационных кластеров «Барнаул – горнозаводской город» и «Белокуриха». Гости проехали по серпантину, ведущему к «Белокурихе-2». Побывали в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Многое вызвало удивление: дороги, ухоженные села, чистота на городских улицах, федеральных и региональных трассах, придорожный сервис. Сенаторы – опытные люди. И они были поражены, что во время непростой экономической ситуации в стране правительство края, губернатор решают не только сиюминутные задачи, но и смотрят на несколько лет вперед, думая о перспективах развития региона. Ведь и реализация проектов в рамках федеральной программы по туризму, и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» – это не только сегодняшний, а всё-таки больше завтрашний день. Увиденное их поразило. Не в каждом регионе такое встречается.

В целом я доволен тем, как прошло выездное заседание. Мы дорабатываем решение. В течение некоторого времени еще будем собирать предложения. Далее документ отправим в органы исполнительной власти, Правительство Российской Федерации с нашими рекомендациями. Как правило, эти рекомендации принимаются, а Совет Федерации ставит их на контроль, отслеживает исполнение.

– На заседании Правительства России, посвященном реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, был озвучен ряд предложений для дальнейшего повышения эффективности отрасли. В случае их успешной реализации что изменится в сельском хозяйстве Алтайского края?

– Следует отметить, что в заседании Правительства Российской Федерации по названному вами вопросу принимал участие, выступал и внес ряд предложений губернатор, председатель Правительства Алтайского края Александр Богданович Карлин. Предложения были поддержаны Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым и нашли свое отражение в соответствующем постановлении. Коротко остановлюсь на этих предложениях.

Если говорить о целесообразности продления до трех лет сроков соглашений, которые заключаются между регионами и федеральным Министерством сельского хозяйства, то необходимость этого совершенно очевидна. Сельхозтоваропроизводители должны видеть перспективу своей работы. Сегодня бюджетное планирование идет на три года. Поэтому и аграрии должны иметь возможность планировать свою работу и понимать правила игры на аналогичный период, быть уверенными, что они не изменятся. Тогда страна, в том числе Алтайский край, сможет получить дополнительные положительные результаты в сельском хозяйстве. К тому же сегодня у регионов есть возможность по своему усмотрению направлять субсидии, полученные из федерального центра, на развитие сегментов отрасли. К примеру, фермер решил заниматься животноводством. При имеющемся соглашении на три года он может четко понимать, что ему делать: приобретать новый скот, строить для него новые помещения либо купить технику. Но самое главное, у него будет понимание того, что в течение трех лет будет обеспечен конкретный, понятный и гарантированный объем государственной поддержки.

Также сегодня уже назрела необходимость в увеличении лимитов кредитных ресурсов. Это проблема общефедеральная. Льготных краткосрочных кредитов недостаточно для нормального функционирования сельского хозяйства. Полагаю, в ближайшее время при корректировке федерального бюджета их объем будет увеличен. Ведь финансирование сельского хозяйства является приоритетной статьей. И именно об этом Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев заявил на коллегии Министерства сельского хозяйства, посвященной работе ведомства в 2016 году. Мы с Александром Богдановичем участвовали в этом мероприятии и, как говорится, имеем информацию из первых рук.

– С увеличением объемов поставок российского продовольствия на внешние рынки возникла необходимость защиты интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей. Как перебороть ситуацию, когда наши высококачественные продукты продаются в сегменте дешёвых товаров?

– Действительно, сложилась весьма интересная ситуация. Мы считаем это, мягко говоря, несправедливостью, а те, кто покупает нашу продукцию по более дешевой цене, квалифицируют данный процесс как рыночные отношения. Полагаю, что в решение проблемы должно достаточно серьезно вмешаться государство. Необходимо поддержать наших сельхозтоваропроизводителей не только в плане субсидирования, но и способствовать продвижению отечественных товаров на международных рынках с соответствующей рекламой, маркетинговым сопровождением и привлечением торговых представителей РФ, которые есть во всех странах, с которыми у нас установлены дипломатические отношения. Требуется выстроить системную работу по определению реальной ценовой ниши нашего продовольствия на мировом рынке исходя из соотношения его цены и качества. Мы понимаем, что цены на отечественные продукты питания должны быть не ниже среднемировых, что обусловлено их качественными показателями.

– Кстати, насчет качества. Китайцы обвинили наш мед в плохом качестве. Как решается эта проблема?

– Насколько мне известно, мед был не совсем из Алтайского края, а из Большого Алтая, который включает в себя в том числе Монголию, Китай, Республику Алтай. Да, проблема использования антибиотиков при производстве меда есть. Ею нужно заниматься, посмотреть, чем можно их заменить. Если от них нельзя отказаться, то весь процесс должен быть строго регламентирован: период их применения, что делать с такой продукций. Если говорить о европейских подходах, например, по молоку, то когда животным ставят прививки, их владельцы обязаны известить получателей сырья на заводе и определиться, что с ним делать. Эти вещи нужно понимать и учитывать в работе, бизнесе, чтобы не подводить тех, кому поставляешь сырье.

Необременительно для туристов

– Законопроект «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» был одобрен Правительством РФ в конце апреля. На ваш взгляд, какой должна быть сумма сбора? Как нужно выстроить механизм оплаты?

– На заседании президиума Госсовета, который проходил в августе прошлого года в Белокурихе, президент нашей страны Владимир Владимирович Путин отметил, что с принятием курортного сбора не следует торопиться, к решению проблемы необходимо подходить очень осторожно. Необходимо внимательно все изучить, он не должен быть обременительным для туристов. На мой взгляд, данные моменты являются ключевыми. Проблема введения курортного сбора широко обсуждалась всеми уровнями и ветвями власти, научными и бизнес-структурами, институтами гражданского общества. Звучали различные предложения по размеру сбора: от нескольких до сотен рублей. Предлагались варианты как единовременного сбора, так и сбора за каждый день пребывания.

Федеральным законом установлен курортный сбор в размере до 100 руб. за каждый день пребывания. Его конкретная величина должна быть уточнена региональным нормативным правовым актом. Конечно, она должна быть просчитана с учетом туристического потока и финансовых возможностей туристов. Полагаю, что в ближайшее время такая работа будет проведена и курортный сбор в Алтайском крае будет начинаться не с максимальной цифры. Что касается механизма сбора, то над ним еще предстоит серьезно поработать.

Мы сейчас не обсуждаем документ. Он принят, его нужно реализовывать. В рамках этого закона предстоит работать в течение двух лет, затем нужно принимать решение: либо курортный сбор вводится на всей территории страны, либо от идеи следует отказаться в принципе.

– Полномочия по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» переданы на региональный уровень. Как это отразится на строительстве инфраструктуры, работе зоны?

– Ранее ответственность за развитие зоны в большей степени лежала на федеральных органах исполнительной власти. В первую очередь на Министерстве экономического развития Российской Федерации. Непосредственную работу проводило акционерное общество «Российские особые экономические зоны» с дочерними структурами или филиалами в регионах. Процесс утверждения резидентов был достаточно длительным. Например, в нашем крае для получения статуса резидента особой экономической зоны и, как следствие, федеральных и региональных льгот экономического характера потенциальному инвестору необходимо было разработать инвестиционный проект и лично внести его на рассмотрение наблюдательного совета дочернего акционерного общества в регионе. В случае одобрения процесс повторялся в Москве в головном акционерном обществе. В случае одобрения действие перемещалось в комиссию Министерства экономического развития и все начиналось сначала. И вот тут наступает самое интересное. Во-первых, инвесторы должны были как минимум дважды приехать на собственные средства в Москву, отстоять свою позицию. Во-вторых, комиссия Минэкономразвития собиралась, прямо скажем, не очень часто. А когда это случалось, могла отклонить заявку инвестора. К примеру, из-за того, что объем вложений предусматривался в пределах 200 – 300 млн рублей, а нужно не меньше 1 млрд рублей.

Инвестор ни с чем возвращался в регион. Мы вновь приступали к работе с ним: помогали доработать проект, договаривались о поэтапной реализации проекта с большим объемом финансовых вложений. Документы переделывались, заново отправлялись в Москву, и все согласования повторялись вновь.

Второй момент. Ежегодно утверждались перечень объектов и объем работ, которые должны выполняться в текущем году. Этот план, как правило, согласовывался с регионом в самом начале года, и… начинались его доработка и согласование! В результате документ подготавливали только к июлю. Но у нас не Крым и не Кубань. Строительный сезон начинается в мае и заканчивается в начале октября. А пока перечень объектов не согласован, финансирование не открывается и ничего возводить нельзя. При такой ситуации, по сути, к строительству на «Бирюзовой Катуни» приступали только в середине лета.

На сегодня в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» зарегистрировано 16 резидентов с солидным объемом инвестиций. Это не плохо, но могло быть еще лучше, если бы было меньше административных барьеров.

Плюс передачи полномочий на региональный уровень заключается в том, что упрощается работа с инвестором, повышается ответственность краевых властей.

В настоящее время на «Бирюзовой Катуни» фактически полностью создана инженерная инфраструктура. Требуются завершение работ на отдельных объектах и сдача в эксплуатацию всего комплекса. Это зона ответственности Минэкономразвития. Полномочия по управлению зоной переданы на региональный уровень, а объекты – пока нет. Алтайский край настаивает на завершении строительства и сдаче всей инженерной инфраструктуры зоны в эксплуатацию ответственными федеральными структурами. Затем объекты должны быть переданы на баланс региона для эксплуатации и дальнейшего развития особой экономической зоны.

– Планируется ли приход новых инвесторов в «Сибирскую монету»? Как дальше будет идти развитие игорной зоны?

– Пока на территории игорной зоны работает одно казино. Но его собственники заявились на расширение. Будут строить новые объекты на территории. Есть еще инвесторы, которые немного задержались с выходом на площадку. Однако в текущем году они должны начать возведение казино. Часть инвесторов планируют в ближайшее время заключить соглашения и приступить к проектированию.

Мы не случайно расположили «Сибирскую монету» рядом с «Бирюзовой Катунью». Они должны функционировать как единый механизм с объектами туристического, спортивного назначения. Отдыхающие особой экономической зоны могут посещать игорную зону. Причем не обязательно для того, чтобы поиграть в казино. В принципе, большая часть игорных заведений за рубежом работает именно как многофункциональные центры, где не только играют, а посещают концерты известных артистов, пользуются услугами общественного питания – от фастфудов до элитных ресторанов и т. д. Все это постепенно выстраивается у нас.

В свое время мы долго убеждали Александра Богдановича Карлина в необходимости строительства дороги к игорной зоне. Губернатор тогда отвечал: «Дорогу в никуда мы создавать не будем». Однако как только инвестор приступил к возведению казино, сразу началось строительство дороги. С приходом новых инвесторов в «Сибирской монете» наступит очередной этап развития.

– В конце 2015 года в Совете Федерации прошли Дни Алтайского края. По итогам было принято постановление «О поддержке социально-экономического развития Алтайского края». Как оно реализуется?

– Примерно на 80 процентов постановление выполнено. Среди уже решенных тем вопросы увеличения финансовой помощи субъектам РФ с низким уровнем бюджетных расходов в расчете на одного человека; предоставления бюджетных кредитов регионам, осуществляющим умеренную долговую нагрузку; государственной поддержки агропромышленного комплекса; безопасности и качества продовольственной продукции и обеспечения ее рентабельности при транспортировке по всей территории страны; создания в крае федерального научного центра в области сельского хозяйства. Оставлены на контроле вопросы, связанные с реализацией на территории региона крупных инвестиционных проектов. Полагаю, и они будут решены до конца текущего года. Я лично контролирую ход реализации постановления. Это уже второе постановление Совета Федерации, направленное на поддержку социально-экономического развития Алтайского края. Первое принималось в 2008 году и исполнено в полном объеме.

Фоторепортаж