Митрополит Сергий: «Задача Церкви – сделать человека добрым»

11:00, 30 августа 2017г, Общество 1478


1
1

29 августа Митрополиту Барнаульскому и Алтайскому Сергию (Сергей Иванников) исполнилось 60 лет. Накануне этой даты мы встретились с ним, чтобы поговорить о возрасте и вере. Разговор начался неожиданно с размышлений на тему совестливости:

- В первую очередь человек должен быть честным. Ведь даже в экономическом смысле совесть очень выгодная вещь. Совестливый человек производительный, старается выдавать качественную продукцию, не склонен к воровству и вредительству. А ведь совесть – категория нравственная, а нравственность от Бога. Видите, как все связано?

- Интересный аспект, никогда о нем не задумывалась. А как к вере пришли Вы? 

- Я всем говорю, что я к вере не приходил. Вернее, я пришел в этот мир уже с верой, она была во мне от рождения. По детским понятиям это было конечно примитивно, но ведь каждая душа знает о том, что есть высшие силы. Получается вера, как высшее чувство, существует изначально. А вот как ее выразить и охарактеризовать, зависит от учения. И возникает вера от слышания, как стройная система мировоззрения.  Ей нас учат наши отцы и праотцы.  И если человек растет в полной семье, то, в основном это прерогатива бабушек, дедушек, прадедушек – людей старшего поколения. Ведь человек, получивший некоторые представления и опыт, старается им поделиться. Такими обычно бывают старцы, такими были и мои дедушка и бабушка – по-доброму в православии воспитаны и меня тому же научили.

- Время тогда было не очень удобное для такого воспитания.  Это не помешало? 

- Нет, ведь религия - это сокровенная вещь, которой не научишься на публике.  И знания передаются из уст в уста, посредством предания. Помните нашего великого сказочника Павла Бажова? Он всегда начинал свои сказки с того, что некий дедушка, старик говорит узкому кругу ребятишек: «Был у нас в заводе такой случай… » А все сидят и слушают. Был ли такой сказитель на самом деле или нет, мы не знаем, Однако Бажов очень точно подметил особенность людей, вслушиваться в предания предков.  Я до сих пор люблю такие предания. Правда жизнь меня иначе поняла, историком я не стал, но сказания и исторические свидетельства с удовольствием освежаю в своей памяти. 

К чему я это сказал? К тому что для передачи сокровенного не требуется большая аудитория, Нужна только открытость души внимающего и искренность и честность повествующего, приобретшего опыт духовной религиозной жизни.  Такими они и были мои дедушка и бабушка, родившиеся в 1883 и 1885 годах. На момент, когда я родился, они были стариками. Я их очень любил. Кстати, любовь к предкам тоже заложена от природы. И если человек ее лишен, то много теряет в жизни и вредит сам себе. Не может человек «без корней», как писал Иван Шмелев.

- А если взять более поздний период, когда принимались решения о жизненном пути…

Становление как человека верующего не зависело от политической и идеологической обстановки, а стало велением сердца. Когда я понял, что Господь желает, чтобы я послужил Ему в том священном звании, которое теперь ношу, то я испугался. Как это можно осуществить в современных условиях? Ведь совсем недавно Церковь подвергалась гонениям, причем священники претерпевали мучения. Но тут сыграл снова вопрос веры. Ведь, если не я, то кто?  Если Бог призывает, то Он же и поможет! 

Помогло чтение Евангелие, где прямо сказано «Не бойтесь убивающих тело. Душу же не могущих убить. Бойтесь только Бога, могущего душу отправить в геенну огненную». Я тогда подумал, ну как я могу бросить Господа. Который за нас пострадал, когда Он меня призывает, а призыв был явственный. А потом, когда стал священнослужителем, понял одну вещь. По слову Ивана Ильина, творческое начало в человеке должно быть подчинено. Без послушания Богу ни красоты, ни счастья, ничего хорошего сотворить не получится. Вот с тех пор и нахожусь в послушании и в этом обретаю счастье, радость и красоту, утешение и здравие.

- Вы служили в Чехии, Иерусалиме? Попали на Алтай не в самый спокойный период развития нашей Епархии. Как вы оцениваете эти периоды?

- Если ты признал для себя спасительным послушание и повиновение, то так оно и будет вести по жизни. Поэтому, сказали служить в Эстонии, я служил там 18 лет, позвали затем в Иерусалим, там продолжил. Вызвали и предложили поехать в Чехию – с удовольствием отправился туда. Потом оттуда забрали, сказали надо ехать на Урал. Потом в Сибирь на Алтай, я это сделал и ни разу не сожалел об этом.

Мои предшественники здесь плодотворно потрудились. Взять хотя бы Владыку Антония, который 22 года назад приехал сюда. Он успел за свою короткую жизнь создать Епархиальное управление со всеми структурами. Сумел расположить к себе людей и начальство светское.  С шести храмов на весь край и республику Алтай, которые находились тогда в едином каноническом пространстве, к концу его правления здесь было около 70 храмов.

Владыка Максим, у которого я принимал дела. Создал семинарию здесь, умножил количество приходов. Были у него, конечно некоторые нестроения, но не сразу Москва строилась. Тем более епархия в столь сложном регионе – имею в виду духовность.   Я имею в виду многоконфессиональность, большое количество здесь религиозных течений, вер и суеверий, не изжитое язычество и шаманизм. То с чем работала в свое время алтайская Духовная миссия и не успела завершить свои труды по христианизации местных народов.

-  Наш край - многоконфессионален. Это мешает в распространении православия?

- Если мы говорим о вере, то скорее нет. Гораздо больше мешает привязанность к материальным благам.  Материальные ценность, как гири, которые утяжеляют душу и не дают думать о каких-то высоких ценностях.  А земное, как известно, прах и душа в этим прахом забивается.  Современный мир очень материализован. А ведь неважно принят материализм как идеология властвующих или действует как теперь – принцип потребления, потому и общество называется потребительским.  Даже при мне в этом кабинете, если оглядеться, столько вещей накопилось! Хорошо, что я к ним не привязан, если скажет Священноначалие, переберу что-то и уйду. А ведь людям достанется после меня разгребать. Еще об этом беспокоюсь, как и что нашим преемникам достанется после нас разгребать. Так вот , мы состоим не только из тела, но еще и духа и души, а им тоже нужна пища, чтобы они не погибли.

- Сегодня в нашем крае создана митрополия. Что это дает для православных?

- Во-первых, порядок. Устроение Церкви в таком виде, как и создание митрополии и создание новых епархий создает больший порядок в Церкви. Ведь она растет и здесь должна быть управляемость, современные технологии , необходимо, чтобы знающие люди были призваны к управлению. Для этого нужно их искать. Священный Синод и Патриарх, как раз следят за тем, чтобы были назначены грамотные люди для управления в регионах и их помощники.

В духовном смысле, если количество епархий увеличено, значит больше стало и количество подготовленных грамотных «учителей», а это означает, что запросы современного человека, в том числе более интеллектуальные и возвышенные будут удовлетворены. В противном случае найдутся какие-то шарлатаны, как это бывает с народными целителями, когда один из тысячи действительно имеет дарование, а остальные примазываются, чтобы на этом заработать себе деньги и славу.

Таких «знахарей» настолько много в религиозном мире, что ищущий человек, особенно молодой, у которого возникли такие потребности, подчас не имея возможности найти священника, находят таких шарлатанов и пробуют искать ответы у них. А когда слепой ведет слепого, они оба попадают в яму. 

- Каковы сегодня основные проблемы в Церкви?

- Отсутствие опытных и пожилых священнослужителей в должном количестве. Перерыв и резкое открытие церквей, духовных образовательных заведений привело к тому, что молодежь вышла резко в свет, не имея опыта перенимания, отсутствие корней так называемое. Все это приводит к тому, что современные священники не всегда удовлетворительны с точки зрения требований, которые предъявляет к ним современный мир.  Но это все решаемо и врачуется временем. В этом отношении мы имеем добрые примеры в лице самого Патриарха, старейших архиереев Священного Синода, старцев и священников, которые вышли из той среды, когда существовали гонения на Церковь. 

- Наверное, и в Вашем лице тоже. Вам 60 лет…

- Да, я состарился и это очень хорошо. у Ивана Ильина есть хорошее эссе «О возрасте». Там он говорит. что любой возраст хорош, а не только молодость, а лучше всего старость.

- Владыка, чем вам нравится ваш возраст?

- Счастлив человек, который может принимать утешения старости и не утративший даров юности! Вот поэтому я и счастлив, потому что у меня все это сохранилось.  Из старческого нашего ока сверкает детская искренность – это самое главное (смеется). А вообще, что прожил жизнь в служении к Богу, Вечному, Любви, Добру. Не дал Господь мне, по словам нашего песенника «На всемирном торгу, слава Богу, никого не купил, не продал» («Я пойду, где стоят корабли…», автор иеромонах Роман (Александр Матюшкин) – прим. ред.) Я созерцал людей, судьбы мира сего, в той мере, в которой мне доступно, конечно.  Всю жизнь ощущал себя божьим чадом.  Когда говорят о ком-то – ведет себя как ребенок! Но ведь душа-то не стареет.  Еще меня утешает, что Бог дал возможность мне послужить своему народу и Отечеству. Кому-то помогать, кого-то дальше продвигать. Встречаешь людей, которых сам уже не помнишь, а они  помнят, что пришлось когда-то наставить их на путь истинный и с благодарностью потом относятся.  Понятно, что впереди гораздо меньше отмеряно, чем пройдено, но никакой скорби по этому поводу нет. Ведь по словам Апостола Павла все мы пришли сюда для того чтобы, созревши, лечь в землю. Я никогда не боялся этого и никогда не сожалел о том, что это неминуемо. 

- Ощущаете себя стариком?

- Отчасти да, отчасти нет.  

- Может быть, какие-то задачи перед собой ставите?

- Какие могут быть задачи?  У нас одна задача – достойно дожить свои дни, послужить людям, побольше сделать добра, чтобы потом никто не помянул злым словом, а только тихим и добрым, когда нас не станет. Любить людей, не каких-то идеальных, а тех, которые есть.  Ведь не зря Господь дал нам тех, которые сейчас рядом с нами, значит они нам самые полезные и нужные. Только это нужно не просто представлять, а осуществлять на деле.

- Это такие общие моменты, которые должны быть характерны для всех в принципе без исключений.  

- Конечно, а я себя особенным и не выделяю. Я такой же как все. Очень даже не сложный. А простота – свойство Божье. Надеюсь, что мне ее Господь дал, чтобы ею заразить окружающих.

- Однако есть некоторый опыт, кто-то приходит к пониманию, что нужно книги писать…

- Да мне говорили, что мог бы. Но принципиально ничего не пишу.  Все уже написано и переписано более талантливыми людьми. Куда уж нам дополнять. Это уже будет графоманство, тавтология – повторение пройденного.

- А историю?

- Историю пусть пишут историки.   Если говорить о себе, то я вообще не люблю, чтобы обо мне что-то писали, стараюсь не выпячиваться, потому что это не хорошо. Опять же, если б у меня был талант, его проявления всегда вызывает зависть у окружающих и нетерпение, отторжение. Все это нужно нести.  Душа наша и так ограничена, а тут надо еще бороться с надуманными и никчемными претензиями со стороны окружающих. Зачем это нужно? Проще делать добро потихонечку. Как сказано нам: пусть твоя левая рука не знает, что творит правая.  Это о том, что даже у самого себя причинно-следственных моментов в творении добра искать не нужно. Открылось тебе – делай!

Есть и еще один момент. От рождения и до самого конца следует бороться с грехом.  Ведь он всеми путями пробирается к нам. И только душа содрогается, если она чувствительна. А если нет? То даже и не чувствует. Поэтому нужно постоянно обновлять в себе вот это чувство отторжения греха. И это неизбежно и мне тоже надо неустанно, как и всем на этом поприще трудится Оставшаяся моя жизнь будет в первую очередь такой.  И это необходимо для жизни всего мира.

- Почему?

- От суммы добра зависит его судьба. Грех сотрясает не только человека, но и основание Вселенной. Поэтому, когда мы видим какие-то глобальные катастрофы, мы должны понимать. Что совокупность грехов человеческих послужила спусковым моментом для совершения катастрофы. Не с последствиями бороться надо, а с причинами.  Соответственно должен бороться каждый человек. Если мы в копилку добра будем вкладывать свою лепту, то зло будет отодвигаться, а мы поживем в мире и равновесии, которое некоторые люди именуют счастьем.

Мы ищем счастье, но его не находим. Все потому что надо в равной степени отдавать, а не только приобретать.

- Речь же не только о человеческих поступках, какими, к примеру, является терроризм?

- Это все следствие. Сделайте человека хорошим и тогда он любую социальную, политическую деформацию исправит.  Распишите самые лучшие законы, конституцию. Но пока человек плох, он и это испортит, причем с большим удовольствием.  Задача Церкви – исправить человека, сделать его позитивным, добрым. Нельзя добиться идеала, но трудиться в этом направлении нужно. Тогда и качество жизни улучшится.

Фоторепортаж