Наши котельные забуреют?

07:51, 21 октября 2021г, Общество 670



Фото Евгений НАЛИМОВ

Кузбасский каменный уголь дорожает, недавно он подскочил в цене на 30 процентов, есть претензии потребителей и к качеству завозного топлива, поэтому районы, находящиеся в радиусе 200 километров от Мунайского угольного разреза, переключились на алтайский бурый уголь.

На разрезе

Сейчас Алтайский край отапливается кузбасским, алтайским, казахским и хакасским углем. Добычу в Солтонском районе возобновили несколько лет назад, чтобы снизить риски перебоев с поставками топлива в крае. И теперь около 20 муниципальных образований отапливаются алтайским углем.

Мунайский разрез расположен в Солтонском районе неподалеку от села Сузоп. Перед нами огромная угольная чаша, называемая строго научным языком «мульда», находящаяся на высоте 320 м над уровнем моря. Добытчик – предприятие «Алтайуголь».

Чтобы добраться до полезного ископаемого, сначала снимают нанос глины высотой 45 метров. Сам пласт толщиной примерно 10 метров, поэтому его разработка идет вширь. На данной мульде находится 4,2 миллиона тонн угля. Если учесть, что сегодняшняя потребность края в солтонском топливе 150 тысяч тонн, а предприятие мечтает выйти на рентабельность при производительности 200 тысяч тонн в год, то этот участок выработается за ближайшие 20 лет. У компании есть лицензия еще на две таких мульды, так что на 60 лет она работой обеспечена.

Работы по добыче угля заканчиваются в марте, дальше начинаются подготовительные работы по расширению бортов карьера.

При подготовке участка вырубается лес. Взамен уничтоженного высаживаются новые деревья на отведенных участках. Пострадавший лес забирают местные жители бесплатно на дрова.

Когда участок выработан, его засыпают грунтом, затем плодородным слоем и засаживают деревьями.

По словам директора ООО «Алтайуголь» Станислава Маховикова, на предприятии занято порядка 200 человек, бригады сформированы из населения окрестных деревень. Для села Сузуп предприятие является градообразующим.

– 2021 год – это наш пятый отопительный сезон. Максимальная добыча предприятия, которое работало до нас, была 100 тысяч тонн угля. В этом году мы добыли 150 тысяч тонн. В прошлом году – чуть меньше. Нашим углем отапливаются все населенные пункты Бийского района и несколько других муниципалитетов края. Понемногу мы расширяем географию поставок, но на рентабельность пока не вышли. Дебиторская задолженность составляет 100 миллионов рублей.

Выйти на рентабельность планируем при объеме потребления угля 200 тысяч тонн и при условии, что дебиторская задолженность будет закрыта, – говорит Станислав Маховиков.

Выбираем алтайский

Начальник отдела водоснабжения управления по развитию коммунальной инфраструктуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Максим Сорокин пояснил, что уголь, который завозится с Кузбасса, в последнее время значительно подорожал. Качество тоже оставляет желать лучшего, поэтому специалисты Минстроя постоянно проводят проверки. В прошлом году в 33 муниципальных образованиях было отобрано 111 проб у 17 поставщиков. В 27 пробах было выявлено несоответствие качества.

На этом фоне уголь с Мунайского разреза становится конкурентоспособным.

Сейчас бурый уголь используется муниципальными образованиями, которые находятся в радиусе 200 км от Мунайского разреза. К сожалению, в Солтонском районе нет железнодорожных путей, поэтому цена за уголь возрастет существенно, если везти его на дальние расстояния. А строительство железной дороги в Солтоне, по подсчетам специалистов, нецелесообразно – 1 километр путей обойдется примерно в 200 миллионов рублей.

Бийскому району повезло: он находится от Мунайского разреза на расстоянии 130 км, поэтому все угольные котельные переведены на бурый уголь. В районе уже сформирован 45-дневный запас.

О том, насколько выгоднее пользоваться местным топливом, а не кузбасским, рассказал заместитель главы администрации Бийского района Юрий Анищенко: «С 2018 года мы работаем с Мунайским разрезом. Никаких нареканий с нашей стороны к качеству не было. Цена ниже, чем у кузбасского, а по тоннажу приобретаем чуть больше на отопительный период, так как калорийность этого угля ниже. У кузбасского – 5100 ккал на килограмм, а у солтонского – 3800–4200 ккал. Но у кузбасского шлака больше, наш сгорает почти весь. Правда, подкидывать в топку его приходится чаще. При сравнении бурого угля требуется больше на 11 процентов в отопительный сезон. Но нас привлекает то, что мы в любой момент можем докупить необходимое количество, поскольку разрез находится неподалеку и перебоев не будет. Мировой энергетический кризис влияет на цены на внутреннем рынке. Кузбасский уголь подскочил на 30 процентов, а бурый нам отдают по той же цене, что и раньше.

В целом расчетная потребность в угле котельных края 640 тысяч тонн. Сейчас законтрактовано муниципалитетами 520 тысяч тонн».

– Нормативный запас сформирован. В некоторых муниципалитетах не хватает запасов, но мы решаем проблемы. Что касается доли бурого угля в общем объеме, то в прошлом отопительном сезоне из 355 тыс. тонн, поставленных в бюджетную сферу, 125 тысяч тонн приходилось на долю алтайского топлива, – прокомментировал Максим Сорокин.

Чтобы как-то поддержать предприятие «Алтайуголь», пока не вышедшее на рентабельность, региональный Минстрой работает с МУП-должниками. С аукционами по закупкам угля ситуация сложнее.

– Мы не можем указать в лотах, что нам нужен именно мунайский уголь. На бурый уголь мы объявляли аукцион, а выигрывает другой поставщик, у которого цена ниже, – поясняет специалист.

Распространится ли алтайский бурый уголь повсеместно, покажет время, а пока у края в условиях мирового топливного кризиса есть страховочный вариант – Мунайский разрез, и это неплохо.

Новости