Лента «История одной картины» завоевала главный приз Шукшинского кинофестиваля

13:14, 08 октября 2021г, Культура 1444


Лента «История одной картины» завоевала главный приз Шукшинского кинофестиваля Фото №1

На прошедшем недавно Шукшинском кинофестивале демонстрировался фильм молодого российского режиссера Руслана Магомадова «История одной картины». Лента завоевала главный приз кинофестиваля в программе полнометражного игрового кино.

Лермонтовский герой

Это не первая его победа. Короткометражный фильм «Дом» стал лауреатом многих международных конкурсов.

«История одной картины» – фильм-драма. В центре истории два героя: Адам Тайсумов – известный художник, который неплохо устроился в Европе, и его друг детства Николай Савельев – инвалид, которого содержат за государственный счет на Кавказе в доме-интернате. Их общее воспоминание – война в Грозном. Потом семьи парней разъехались, родители увезли Адама во Францию, а родители Николая погибли, после этого его парализовало и он перестал говорить.

Через два десятка лет Адам Тайсумов приезжает на малую родину, чтобы найти свою первую картину, которую он подарил другу детства. За нее художнику предлагают значительную сумму. На поиски у него три дня, и он страшно нервничает. Художник находит друга, крадет его из интерната, грузит его в старенькую машину, как куль с мукой, совершенно не заботясь о его физическом и моральном состоянии, и отправляется с ним на поиски картины, ожидая, что тот как-то ему подскажет, где она может быть. О чувствах Николая мы можем догадываться только по слезам, выступающим на глазах, и невнятным звукам, срывающимся с губ. Иногда Адам настолько выходит из себя, что зрители начинают опасаться за жизнь Николая.

В одной из горных деревушек, где укрывалась когда-то от войны в Грозном семья Савельевых, Адам обнаруживает короткое видео про то, как он с другом играл в детстве в футбол. Тогда они были чистыми, несломленными людьми, и он на какое-то мгновение становится человеком, которому небезразличны другие. Но это лишь мгновение, как только удача поворачивается к нему лицом, он тут же превращается в расчетливого, холодного бизнесмена.

Если учесть, что съемки проходили в Кисловодске, то вполне понятно, почему Адам даже внешне напоминает лермонтовского героя – демонического и бесстрастного к судьбам других людей.

Сам режиссер картины подтвердил догадку автора материала, отвечая на вопросы зрителей после просмотра фильма.

– У нашего второго режиссера было такое ощущение, что Лермонтов как-то движет всем тем, что происходит в фильме. И главный герой в черном плаще тоже слегка напоминает романтизированный образ поэта. Мы же снимали фильм в Кисловодске, где установлен бюст великого поэта, где он писал свои произведения, – говорит Руслан Магомадов.

Когда режиссер приступил к съемкам картины, точно не знал, чем она закончится.

– Я с самого начала сказал актеру, что еще не решил, исправится его герой к концу фильма или нет. По мере того как мы снимали фильм, персонаж стал живым и сам решал, что делать. В конце было ясно, что он не исправится, по­этому в финальной сцене он зол сам на себя, падает в грязь и в бессилии бьется в ней, – заметил Руслан.

Война

Руслан Магомадов выразил благодарность в титрах фильма Евгению Евтушенко и его семье, которая сейчас проживает в США, поскольку использовал в одной из сцен стихотворение известного советского поэта «Людей неинтересных в мире нет…»

***

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры – 

Не люди умирают, а миры.

Стихотворение довольно точно передает идею фильма.

Автор показывает войну и мир не только в жизни, но и внутри одного человека, где добро борется со злом. О том, что зло непременно победит, нас предупреждают еще в начале фильма.

– Первые кадры – разрывы снарядов и закадровый голос с притчей о том, что как Бог ни старается, чтобы люди жили в мире, они все равно стремятся друг друга убить. В каком-то смысле в этом эпизоде я отразил свой личный жизненный опыт, поскольку в возрасте десяти лет застал военные события в Грозном. Когда мы с детьми прятались в подвале от обстрелов, мама рассказывала нам сказки, чтобы успокоить.

За кадром

В фильме играют 15 не известных широкой публике актеров. Режиссер рассказал о некоторых из них. Изнар Орцуев, сыгравший Адама Тайсумова, – профессиональный актер. Евгений Бавыкин дебютировал в роли инвалида-колясочника Николая Савельева. Недавно он переехал из Украины в Россию, получил гражданство и пытается найти себя в киноиндустрии. Актеры второго плана – заслуженные артисты Чеченской Республики. Дагун Омаев – один из самых известных из них – сыграл сельского старика, бывшего соседа Савельевых. Он умер, не дожив до выхода фильма в прокат.

По словам режиссера, съемки сцен фильма на Кавказе проходили без каких-либо затруднений. Везде давали зеленый свет, не брали денег за съемочные площадки.

– Чтобы сэкономить средства на съемки во Франции, часть сцен решили снять в Москве. Вот там траты были существенными. Один съемочный день на студии РЕН ТВ обошелся в 450 тысяч рублей. Но москвичей можно понять, это бизнес. Почему те, кто снимает фильмы, должны зарабатывать деньги, а кто предоставляет для этого площадки, нет? – говорит Руслан Магомадов.

Интересно, что режиссер снял не только фильм, готовится к выходу на экран мини-сериал с одноименным названием. В нем больше сцен о жизни Адама во Франции, подробнее сделан финал. Он выйдет на телеэкраны в скором времени.

Фоторепортаж