Была полна сюрпризов. В Алтайском крае прошла семнадцатая Ночь музеев

13:56, 23 мая 2023г, Культура 541


Была полна сюрпризов. В Алтайском крае прошла семнадцатая Ночь музеев Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

20 мая в Алтайском крае прошла семнадцатая по счету Ночь музеев.

В акции приняли участие более 100 краевых, муниципальных, частных, ведомственных и школьных музеев, галерей и выставочных площадок. Официальный старт ей вновь дали в краевом центре на пешеходной улице Мало-Тобольской, где собравшихся напутствовала министр культуры края Елена Безрукова. Она сообщила, что только в Барнауле этим вечером открылись 45 музеев:

– Кто был в 45 музеях, поднимите руки! В общем, вы понимаете, что впереди у вас очень много неизведанного. А некоторые музеи открывают свои двери только в Музейную ночь, например ведомственные или школьные, в которые просто так не придешь, а сегодня – можно.

Ренессанс на Ползунова

Алтайский краеведческий музей в этом году развернулся на перекрытой для транспорта улице Ползунова. В 19 часов перед крыльцом началось показательное выступление клуба исторического фехтования Totentanz. Трое мужчин в костюмах эпохи Возрождения показали, как сражаться на мечах с развитыми эфесами, потом на федершвертах (предки современных спортивных шпаг и рапир) и дюссаках – этаких огромных ножах.

– На самом деле мы не всегда такие красивые и в костюмах эпохи Ренессанса, – сообщил публике один из руководителей клуба, Александр. – Мы занимается реконструкцией техник фехтования XVI–XIX веков, и это почти спортивная секция, хоть спорт у нас и любительский. Регулярно выезжаем на соревнования и турниры. Но тех, кто хочет приобщиться к культуре реконструкции, мы тоже готовы пригласить на исторические фестивали.

Затем мужчины с мечами уступили место дамам в кринолинах из студии старинного танца «Северная сторона», а те – конным выступлениям. Завершилась уличная программа ночной дискотекой 1980–1990-х.

В это время на археологической выставке-блокбастере в зале на ул. Ползунова, 39, волонтеры рассказывали об экспонатах и демонстрировали макет-реконструкцию знаменитого пазырыкского кургана № 5 в Горном Алтае. Под крышкой в виде каменной насыпи – маленькая погребальная камера, макеты лошадей и реконструкция саркофага и сруба.

– Чтобы грабители внутрь не попали, крышку переклинивали, то есть клали еще несколько бревен и прижимали сверху тяжелыми камнями, – раз за разом объяснял студент АлтГУ Александр Вербич всем интересующимся. – Правда, грабители все равно проникали в такие курганы, но их интересовало только золото…

Дверь от дилера

Значительная часть программы в ГМИЛИКА была посвящена экологии: во дворе музея старший государственный инспектор заповедника «Тигирекский» и национального парка «Салаир» Антон Трейер показывал, что у него обычно в рюкзаке, когда он на выезде.

– Это спутниковый телефон, навигаторы, тут пауэрбанки – я два с собой вожу. А вот фотоловушки, одна из них сейчас работает, так что вас снимает скрытая камера, а мы потом проведем мониторинг, сколько было посетителей (улыбается). Бинокль я взял маленький, карманный. А это тепловизор, можно увидеть человека или зверя, а можно найти возгорание. Хотя пока на территории парка пожаров не было, мы профилактируем!

Территория парка «Салаир» – 162 тысячи гектаров черневой тайги, где почти нет дорог, поэтому посетителей интересовало, на чем инспектора передвигаются зимой и летом, а еще – можно ли туда приехать (оказалось, да, можно!). Рядом методист по экологическому просвещению Эвальд Лущаев рассказывал о волчьих и медвежьих следах. В самом музее можно было узнать о летучих мышах, сделать сувенирную открытку национального парка и собрать пазл на тему его обитателей.

В это время народный мастер края Елена Леонтьева учила желающих росписи по дереву, и это была ее 12-я Музейная ночь.

– Просто сложились хорошие отношения с коллективом ГМИЛИКА, – объяснила она такое постоянство. – Знаете, люди тут обычно торопятся, у всех большие планы. Но наша сверхзадача на сегодня – пережить хорошие эмоции. И помечтать о домике в деревне, который был или будет…

В качестве источника вдохновения мастерица продемонстрировала уменьшенную копию расписной двери XIX века, найденной в заброшенной деревне на берегу реки Чумыш. «Дилер нам ее продал, не сказав, откуда она конкретно», – объяснила Елена Юрьевна.

Почувствуй себя творцом

Для тех, кто давно не рисовал и не очень уверен в себе, подошел урок «Маска в стиле Пикассо» от детской студии «Жираф». Причем среди учеников педагога Юлии Гермаш в ГМИЛИКА оказалось немало взрослых. Объемная аппликация из гофрокартона должна была получиться принципиально асимметричной – как лица «Авиньонских девиц» великого испанского кубиста.

– Здесь нужно не сдерживать себя, не быть правильными, идеальными, – объяснила Гермаш. – Знаете, когда мы с педагогами сами делали этот образец, нам тоже было очень весело. Берешь и в совершенно нелепом порядке наклеиваешь глаза, нос, рот – и чувствуешь себя творцом!

А в Художественном музее в этот вечер можно было получить уникальную вещь – художница стрит-арта Анастасия Petra несколько часов кастомизировала футболки и толстовки посетителей с помощью аэрозольной краски, и очередь к ней все не уменьшалась. Гостья музея Валерия, которая сушила уже готовую футболку, рассказала нам:

– В целом мне нравится, что такой вещи ну точно ни у кого нет. Я пришла, думая, что художница будет импровизировать, но пока ждала очереди, придумала свой дизайн: мой год рождения – 2005-й – и такой смайлик.

А в музейном гардеробе плели декоративные перышки в технике макраме под руководством искусствоведа Оксаны Сидоровой.

– Я видела панно из трех таких перышек в интернет-магазинах по 1500–1700 рублей! – говорит Оксана Владимировна. – Выглядят они чудесно – очень живые и напоминают ловцов снов.

Помогая пятилетней Эльмире сплести уже второе за вечер перышко, Оксана Сидорова поделилась воспоминанием:

– В одну из первых Музейных ночей пошел дождь и, пока наши сотрудники переносили звуковую аппаратуру внутрь здания, я импровизировала. И вдруг появились артисты – клоунесса и клоуны, человек пять, – и стали работать с публикой. Минут 30–40 мы отработали, было весело, а потом они растворились так же, как и появились. Позже выяснилось, что это были какие-то посторонние люди вне программы. Потому что Музейная ночь – она такая, с сюрпризами и волшебством.

Фоторепортаж