О чем грустит учитель. Семейный театр расскажет о жизни и творчестве Януша Корчака

15:00, 11 мая 2019г, Культура 1300


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

12 мая на сцене Алтайского государственного института культуры состоится показ спектакля «Корчак/ Кадиш» семейного театра «Взрослые и дети». Он уже удостоился дипломов и Гран-при нескольких фестивалей молодежных и любительских театров.

Постановка режиссера Галины Шемберг стала результатом знакомства с жизнью и творчеством Януша Корчака – основателя Дома сирот для еврейских детей в Варшаве, писателя, педагога и гуманиста, известного своим отказом покинуть воспитанников перед лицом смерти во время Второй мировой войны. Предыдущие два показа прошли при символичных обстоятельствах: 11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, спектакль был сыгран на сцене театра кукол «Сказка», а 28 апреля театр пригласил на гастроли Израильский культурный центр «Натив» в Новосибирске.

О чём грустит учитель

На сцене лаконичная декорация школьного класса (и отчасти условной европейской улицы), где грустит учитель, его играет Александр Шелепов. Уроки давно закончились, а он размышляет, что взрослые гораздо менее свободны, чем дети. Потом неизбежно вспоминает о собственных детских планах, которые, конечно, не сбылись: «Вот вырасту большой – построю домик. И сад у меня будет... И кролики у нас будут. Будет у меня пони и три собаки. Иногда мне хотелось трех собак, иногда – четырех. Я даже знал, как их назову». Воспоминания оживают в виде наивного театра теней.

Он надеялся, что станет учителем и никогда не будет ругать детей, но вот он вырос и действительно стал учителем, а жизнь оказалась полна огорчений. Так что теперь он воображает, что бы делал, если бы снова стал маленьким и ходил в школу. Нечаянное пожелание главного героя исполняется – и вот он снова маленький (теперь уже тряпичная кукла мальчика) в окружении друзей, таких же кукол, ведомых артистами-подростками. Но и маленьким быть непросто…

Если первая половина спектакля является сценическим воплощением мирной и трогательной повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким», посвященной труднодостижимому и хрупкому взаимопониманию между взрослыми и детьми, то вторая часть – резкая, яростная. Это уже поэма Александра Галича «Кадиш», напоминание о зачистке Варшавского гетто. В 1942 году в лагере смерти Треблинка погибло почти 200 воспитанников Дома сирот, с ними в газовую камеру вошли их воспитатели. В том числе и Януш Корчак, отвергнувший несколько планов своего личного спасения, предложенных друзьями и почитателями.

Назвать имена

Спектакль, вообще-то, начинается с видео – кажется, фрагмента веселой телевикторины, где двух юных дев спрашивают, что такое холокост. Они решают, что это, наверное, обойный клей. Так что сегодня у спектакля не только эстетические и гуманистические задачи, но и образовательные.

– Как-то сильно попал в нас Корчак, и мне кажется, что все только начинается, – призналась нам после показа в «Сказке» режиссер Галина Шемберг. – Подготовка – это одно, но когда спектакль начинает жить, в него входят совершенно новые смысловые пласты.

Галина Владимировна говорит, что знала о Корчаке давно, но поэма Галича «Кадиш» произвела на нее такое впечатление, что она просто не могла жить как раньше. Поделилась с участниками своих двух коллективов – детской студии «СмайЛики» и семейного театра «Взрослые и дети».

– Дети стали искать информацию и постепенно сами поняли, что Корчак дарил воспитанникам счастье и детство, поэтому такой финал был неизбежен: он просто не мог бросить то, чем занимался всю жизнь, – говорит режиссер. – Так через «Кадиш» мы пошли к Корчаку, потом стали искать материалы про еврейский народ, фашизм, холокост. Открылись огромные темы, и мы погрузились в них основательно. Например, искали и даже отчасти нашли имена педагогов, погибших вместе с Корчаком, что оказалось непросто: литературы много, но написание имен разнится. А нам было очень важно, чтобы они прозвучали в спектакле.

Семейный формат

Спектакль был поставлен в рамках театрально-педагогического проекта «Любить ребенка», поддержанного грантом губернатора в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций. На эти средства сделали костюмы, декорации и кукол (все своими руками), купили видеопроектор. На второй грант, уже в сфере культуры, любительский театр отправится на гастроли по пяти районам края.

– У нас была замечательная команда: помощница режиссера Серафима Чернышова, профессиональный сценограф Дарья Вострикова из театра кукол «Сказка», хореограф Анна Проскурина. А актеры – любители, – объясняет Галина Шемберг.

По ее словам, семейный театр вырос из детской студии «СмайЛики».

– Разве работать со взрослыми не сложнее? – спрашиваем режиссера.

– Они подключаются обычно через ребенка: что-то нужно пошить, погладить, потом разговоры, поездки на фестивали. Мы изначально замыслили семейный театр, потому что в нем начинаются другие взаимоотношения с детьми – партнерские, уважительные. Вот исполнитель главной роли Александр Шелепов пришел к нам два года назад из любопытства: у нас уже играли его жена и две дочери и семья все выходные пропадала в театре. Сначала у него была маленькая роль в спектакле «Вино из одуванчиков», постепенно он дорос до главной. Сейчас он по-другому относится и к жизни, и к театру, у нас тут удивительные вещи происходят! Так что сейчас семейный формат мне кажется очень нужным.

Фоторепортаж