Неугомонный «Балаган»: на сцене Каменского Дома культуры прошла премьера

07:50, 03 февраля 2023г, Культура 1098


Неугомонный «Балаган»: на сцене Каменского Дома культуры прошла премьера Фото №1

Дают «Квадратуру круга» Валентина Катаева. Артисты в образе, часто импровизируют, но сюжетную линию держат. Их юношеские эмоции захлестывают зал, ребята искрометно играют самих себя. Уже год их жизнь – сплошной «Балаган».

Ах, водевиль!

«Квадратура круга» – это сказ о том, как любовь победила в тесном кругу друзей на тесных квадратах общаги периода НЭПа. Студенческая комнатушка, в которой живут непохожие по характеру молодые люди. Втайне друг от друга парни женятся и намереваются привести законных супруг на имеющуюся жилплощадь. Василий (его роль исполняет Максим Обляков) расписывается с богатой, изнеженной Людмилой (в ее образе Мария Недовесова). Абрам (Матвей Митченко) берет в жены товарища по идеологической работе, серьезную Тоню (роль Иры Верещагиной). И вот обе пары встречаются после ЗАГСа на скромных и захламленных квадратах семейного гнездышка…

На сцене в этот день играли девять ребят. Герой каждого по-своему колоритен и, как признались потом молодые артисты, во многом похож на них самих. Руководитель театра и режиссер Константин Лебедев, зная своих учеников, не ошибся при распределении ролей.

– Моя бабушка двадцать лет в общежитии техникума отработала, я бывал у нее как раз в те времена, когда туда заселялись молодые супружеские пары, – рассказывает Максим Обляков. – Хорошо помню ту обстановку, нетрудно было вжиться в роль.

– Я единственный из всей нашей труппы живу в общежитии, – подхватывает разговор Александр Денгес. – У нас в пацанских комнатах и сейчас так же: беспорядок, народу как в проходном дворе.

Молодежному театру «Балаган» всего год, он только-только обрел постоянный состав, но уже начинает смело заявлять о себе. В прошлом году на районном театральном фестивале представил свою первую сценическую работу – комедию дель арте «Балаганчик» по Блоку. В сентябре стал лауреатом краевого фестиваля молодежных увлечений «АЛьТернАтИва» с тизером водевиля «Квадратура круга» в номинации «Уличный театр». Матвей Митченко, игравший Абрама, получил приз за лучшую мужскую роль.

– Хотелось сразу позиционировать наш коллектив не как театральный кружок, а как театр, показать, что с большой ноги заходим, – рассказывает Константин Лебедев. – Решились на эксперимент и выставили на конкурс короткий фрагмент еще не поставленного на тот момент водевиля. И нас признали. Значит, идем в правильном направлении.

Смеяться разрешается!

И вот вторая премьера молодого коллектива. Публика принимает спектакль со смехом и аплодисментами. Водевиль удался. Впереди новая работа, скоро читка «Не от мира сего» Островского. И хотя жанр пьесы определен как «семейные сцены», в ней будет и любимый «Балаганом» комедийный акцент.

– Комедии я выбираю сознательно, – поясняет режиссер. – Они легче для начинающих актеров, ближе им по эмоциям. Когда-то в колледже культуры и искусств я сам много играл в комедиях, спектакли, которые предлагаю ребятам, опробовал на себе. Островский сложнее, здесь глубина, психология. Интересная предстоит работа.

Молодые актеры своему гуру не перечат. Им сейчас не так важно, что играть. Важнее вера в них режиссера. Они бегут на тренинги и репетиции после занятий с вожделением. Окружение в шутку называет их сектой, подчиняющейся культу личности театрального вождя. Авторитет у молодого режиссера, который старше своих воспитанников всего на половину их лет, непререкаемый. Константин Сергеевич Лебедев для них в Камне свой Станиславский. В свое время служивший в спецназе, проходивший режиссерскую практику в детской колонии, Лебедев умеет убеждать.

– Константин Сергеевич – настоящий профессионал и друг, – наперебой рассказывает о наставнике молодежь. – Он с нами на одной волне. Театр для нас не только игра, это школа жизни. Мы как большая семья.

Режиссер согласен – этот шумный коллектив, эти неугомонные студенческие натуры сегодня его семья. Ему ближе работа с молодежью: она пластична, податлива, озорна и поддается на любые авантюры.

– Когда спрашивают, почему я так назвал театр, отвечаю – по названию нашего первого спектакля «Балаганчик», но это не совсем так, – признается руководитель. – У нас каждый день проходят тренинги актерского мастерства, сценической речи, гимнастики. Видели бы вы, какой там царит балаган! Но когда надо, ребята собираются, сосредотачиваются на работе, и из этого творческого хаоса рождается вполне реальная вещь. Вот и сегодня они справились с задачей. Большие молодцы. Я им в глаза это редко говорю, все больше требую. Видел за пультом – часто отходили от сценария, от текста отступали, в зал боялись смотреть. Но ведь не развалили спектакль. За импровизацию им твердая пятерка.

Не сдаваться

«Балаган» – это первая любовь Лебедева, его творческая экспериментальная лаборатория. Он сам многому учится, создает свою методику работы с актерами. Как любой режиссер, он амбициозен, хочет выйти за рамки отработанных постановок, ребят готовит к тому, чем они сейчас горят. Десять из двенадцати актеров молодежного театра мечтают о большой сцене, о поступлении в колледж или институт культуры.

Кстати, первая ласточка в Алтайский краевой колледж культуры и искусств уже выпорхнула из «Балагана». Егор Утлов полгода каждый день ездил из Лугового в Камень на занятия театра, а в сентябре оставил учебу в старших классах и поступил в АКККиИ. Говорит, очень помогает все, чему научился у Лебедева.

Константин Лебедев планирует получить высшее режиссерское образование. А в творческих задумках – современные темы. Есть желание поставить «Носорога» Эжена Ионеско. В работе собственная, в чем-то автобиографическая пьеса «Мрамор» о молодом скульпторе, в которого не верил даже собственный отец. Но юный мастер не сдался, создал из мертвого камня идеальные изваяния, в каждое из которых вложил частичку себя.

Режиссер говорит на занятиях не только об актерских приемах и фишках. Он учит ребят верить в себя. Сельский паренек из зареченского Столбова Костя рано начал проявлять свою артистичность и харизму. Мама, Ольга Лебедева, работала завклубом, культурное пространство ее сыну было родным. В 14 лет он уже играл в постановке сельского театрального коллектива молодого медработника.

– Я ведь поначалу хотел быть медиком, – признается Константин. – Но когда сыграл эту роль, понял: мое – это именно театр. Ни о чем другом я уже не думал. Окончил 11 классов, попробовал поступить в институт культуры, не прошел. Кто-то подсказал пойти в профильный колледж. Меня приняли, многому научили. Не особо верили в меня, чем только раззадорили, побудили не сдаваться.

После окончания АКККиИ в 2018 году Константин уехал работать режиссером в Алейск. Не задалось. Было и разочарование, и желание уйти из профессии. Помотался по стране, хватался за любую работу: поваром, монтажником, барменом, офисным клерком. Нигде не нашел себя, все мысли были о театре, о режиссуре.

– Однажды приехал с вахты из Тюмени маму проведывать, она тогда уже в Камень перебралась. Она мне говорит: «Может, хватит скитаться, тебе ж нигде не нравится, ты ведь грезишь театром! Попробуй себя здесь в своей профессии», – вспоминает Лебедев. – И я пошел в каменский ДК. Меня радушно приняли, дали добро набирать труппу.

Выручили кавээнщики агротехнического техникума. Попросили помочь с постановкой номера в обмен на обещание прийти играть в его театр. Слово сдержали, но долго не задержались: театр – это не балдеж и веселье, это серьезный труд с большой самоотдачей.

Но те ребята привели за собой сегодняшний костяк «Балагана». Восемь из двенадцати молодых актеров нынешнего состава – студенты Каменского агротехнического техникума. Еще в труппе одна ученица Барнаульского базового медколледжа, одна будущая учительница из Каменского педколледжа и единственный уже работающий актер – фельдшер Каменской детской спортивной школы.

После премьеры мы собрались с ребятами поговорить. Они абсолютно по-взрослому рассуждают о роли театра в их дальнейшей судьбе. Понимают, что сначала надо окончить ссузы, получить базовую профессию, только потом пробовать поступать в театральные училища и вузы.

Сегодня они просто наслаждаются моментом. Студенчество быстротечно. Скоро ребята разъедутся, каждый по-своему устроит свою судьбу. Но в чем они точно не сомневаются, так это в том, что обязательно соберутся на каменских подмостках и поставят вместе с любимым режиссером какой-нибудь хороший спектакль.   

Фоторепортаж