О чем писала газета «Алтайская правда» 5 января 1978 года

07:00, 05 января 2019г, Хроники «АП» 1083


1
1

Молодежная экспериментальная студия «Манекен-77» Дворца культуры барнаульских котельщиков пошла на определенный риск, взявшись за постановку сложнейшей пьесы Евгения Шварца «Тень». Чтобы сыграть эту пьесу с ее изобилием иносказаний, богатым философским подтекстом, казалось бы, необходимо достигнуть определенного мастерства. А до него студийцам, вчерашним школьникам, естественно, пака далеко. Но у молодых исполнителей есть возможность компенсировать этот недостаток творческим азартом, дерзанием, непосредственностью.

В основе пьесы лежит глубокая идея. Верный своей художнической манере, автор, оставив в сюжете Андерсена традиционную тему борьбы Добра и Зла, придает ему новый идейно-философский смысл: в пьесе Шварца Ученый побеждает злую Тень! 

Пьеса была написана в 1940 году, когда в Германии уже свирепствовал фашизм. Действие происходит в экзотическом городке маленького южного королевства, но весь ее публицистический пафос был направлен на разоблачение зловещей коричневой тени, нависшей над Европой. Не утратила тема остроты своего звучания и сегодня. Сатирическими приемами автор талантливо и убедительно разоблачает алчность и продажность, беспринципность и трусость, духовную пустоту и лицемерие. Судьба каждого спектакля в значительной степени зависит от того, насколько «живым» будет его центральный образ. Исполнитель роли Ученого - Олег Поляков хорошо понял свою задачу. Вначале его Ученый рассеян, доверчив и мечтателен. Правда, он говорит: «Если бы не вечное мое беспокойство, если бы не казалось мне, что весь мир несчастен из-за того, что я не придумал еще, как его спасти, то было бы совсем хорошо». Но пока Ученый не идет дальше раздумий и созерцания. И все же с его появлением в городке все резко изменяется. Теплотой его обаяния согрето сердце простой девушки Аннунциаты. Легкомысленной придворной певичке Юлии кажется, что Ученый- тот человек, которого она искала всю жизнь. И, наконец, главное: несчастная одинокая Принцесса, считавшая всех на свете людей негодяями, поверила в любовь Ученого, в возможность счастья. Взбудоражен весь городок - от главных министров до толпы богатых курортников.

«...Нет, не простят ему, что он такой хороший человек!» - с тревогой говорит Аннунциата. И действительно, вступают в действие злые силы. Тень Ученого, отделившись от него и приняв человеческий облик, обманом овладевает Принцессой и  королевским престолом. Толпа карьеристов  и угодников, стяжателей и трусов  признает господство Тени. И только простой народ не покорен, он живет сам по себе, не обращая внимания на грязную возню в королевском дворце. Олег Поляков находит живые приемы, чтоб показать развитие образа: решительность движений, твердость интонаций говорят о качественно новых проявлениях характера Ученого - борца против рабской покорности судьбе. Образ Принцессы автором рисуется, казалось бы, в резко отрицательных тонах. Но юная исполнительница этой роли Ольга Бесполденова создает сложный образ неожиданно трагического звучания. До восемнадцати лет Принцесса не знала Добра и Любви. Встреча с Ученым открыла ей прекрасный мир, пробудила ее чувства. Но приходит Тень и грубой клеветой на Ученого разрушает все. В этой интерпретации Принцесса вызывает не презрение, а скорее жалость. Зритель остро чувствует, что с этого момента Принцесса духовно погибает навсегда. Роль Аннунциаты, полной противоположности принцессе, исполняет Наталья Подольская.

Чем сильнее противник, тем ярче герой. Рядом с ученым - злая Тень. Исполнитель этой роли Аронов умело и тонко передает иллюзию  дружелюбия, преданности Тени Ученому. Пьеса богато населена пер­сонажами, что позволило проявить свои таланты большому числу актеров. Это и журналист Цезарь (Станислав Поляков), и первый министр (Валерий Лагутин), и мажордом (Наталья Торицына), и капрал (Павел Бабич), и многие другие-все те, чья слабость или алчность создали такую атмосферу, в которой стало возможно господство мертвой Тени над всем живым. Хочется особо отметить игру Сергея Литовкина, исполняющего свою роль министра финансов в острогротескной манере.

В начале спектакля на авансцену выходят все персонажи. Этого выхода нет в пьесе, но думается, что режиссерский прием интересен и уместен. Интригующие реплики, причудливый пестрый калейдоскоп лиц уже в эти первые минуты спектакля вводят зрителя в своеобразный мир, яркий и эксцентрический.

Когда студия пять лет тому назад начинала свою работу, ее сегодняшним участникам было по 12-13 лет. За это время поставлено несколько работ. Но сложный спектакль «Тень» явился самым серьезным испытанием творческих сил коллектива. В этом большая заслуга молодого режиссера спектакля и бессменного руководителя студии Светланы Фалалеевой, которая умеет поддерживать в студии постоянную атмосферу творческого поиска.

Предстоит еще много работать над недостатками и промахами, но очевидно главное - период детства у студии кончился. Пришла ответственная пора большого творчества

Л. ТАЧКОВА.

г. Барнаул.

Стиль и орфография приведенных материалов сохранены.

 
Фоторепортаж