Музей АлтГПУ отмечает юбилей

13:44, 28 января 2023г, Культура 592


Музей АлтГПУ отмечает юбилей Фото №1
Музей АлтГПУ отмечает юбилей Фото №2
Музей АлтГПУ отмечает юбилей Миниатюра №3
Музей АлтГПУ отмечает юбилей Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

Музею АлтГПУ – 30 лет. О прошлом, настоящем и будущем его рассказывает руководитель Наталья Грибанова.

От чистого истока

– У музея – юбилей. Расскажите, какие знаковые фигуры стояли у истоков?

– Идеи создания музея в педагогическом институте возникли еще в 1960-е годы почти одновременно у преподавателей Андрея Алексеевича Худякова и Алексея Павловича Уманского.

Материалы первой экспедиции Уманского – с раскопок памятника Иня в Шелаболихинском районе 1951-го – первые по времени в нашем фонде. Находки накапливались как материалы экспедиций, но еще не музейное собрание. Худяков в те годы занимался изучением истории Алтайского края. Он также создал своего рода прототип нашего музея – стенды с очень содержательными документами по истории края, но без вещественного материала. После его ухода эстафету перенял Алексей Дмитриевич Сергеев. И участники первой же экспедиции его кружка «Роза ветров», состоявшейся в 1976 году, привезли экспонаты для будущего музея. Сергеев преобразовал кабинет Худякова в своего рода краеведческий центр, где хранились находки, привезенные из экспедиций, и он работал с кружковцами.

Когда в эксплуатацию ввели новый корпус вуза, то самое большое помещение на третьем этаже было решено отвести под музей. Сначала, в 1991-м, создали лабораторию исторического краеведения, и уже на первом его заседании обсудили вопрос о создании музея.

В планах было создать такой, который бы являлся для наших выпускников-учителей неким образцом для создания школьных музеев – по сути, центров краеведения. Поэтому в самой первой экспозиции все было, с одной стороны, просто, с другой – грамотно. В ее создании принимал участие Генрикас Нехведавичюс. Экспозиция состояла из четырех разделов: «Археология», «Этнография», «Городской быт» и «Горно-металлургическое производство». Она просуществовала двадцать лет. В 2013-м – вновь вместе с коллективом лаборатории исторического краеведения – была создана новая экспозиция.

– Сколько богатств вмещают залы музея и два фондохранилища?

– По официальной статистике, у нас имеется 10 тысяч предметов основного фонда. Большая часть – предметы археологии, полученные в результате раскопок Уманского, Демина, Телегина, Ситникова и др. Многие коллекции Уманского пока в категории временного хранения по причине их большого объема и сложности атрибуции. Этнографических предметов у нас порядка 900. Это большей частью материалы краеведческих экспедиций Сергеева и историко-этнографических Щегловой. Конечно, много предметов передают в музей наши студенты и преподаватели.

– Но вы сохраняете и нематериальное наследие народа…

– В ходе историко-этнографических экспедиций в различные районы края участники записывают воспоминания, которые составляют архив устных источников. Это колоссальные материалы по объему и бесценные по содержанию. Но хранятся они не в музее, а составляют архив Центра устной истории и этнографии АлтГПУ.

«Учишься всегда»

– Включенность в образовательный процесс – основная характеристика вузовского музея.

– Да, студенты включены во все виды музейной деятельности: от сбора материалов до их презентации. И хотя наши студенты не музееведы, а будущие учителя истории, необходимые первоначальные навыки организации работы школьного музея большинство из них получают в ходе обучения.

– Педагоги, задававшие вектор развития, часто встречались в вашей судьбе?

– Всегда! (Смеется Грибанова.) Если хочешь учиться, то учишься постоянно. И мне всегда везло с педагогами и наставниками, которые мне помогали и направляли.

Думаю, во многом благодаря Татьяне Кирилловне Щегловой я стала тем, кем стала. Ведь я обучалась по направлению «история и немецкий язык». У нас, например, не читались курсы музееведения, краеведения. Я попросилась в экспедицию – и она меня взяла! А могла и не взять… И то, что я стала кандидатом наук по этнографии, это исключительно самообучение под руководством Щегловой.

Потому, когда слышу: «Нас этому не учили» – я этого аргумента не принимаю. Всему можно научиться, если захотеть. В работе очень помогают опытные коллеги: сотрудники нашей лаборатории исторического краеведения, коллеги из различных музеев страны.

Три кита

– Наш музей не классически краеведческий. У нас нет традиционного отдела природы, не представлена вся хронология исторических событий. Изначальной задачей было показать результаты исследований наших преподавателей и сотрудников и исходя из наших коллекций – историю региона и этнографию народов. Археология, историко-архивные изыскания, этнография – эти три больших направления отражены в экспозиции.

– Какие экспонаты музея уникальны или чем-то дороги вам лично?

– Мне все экспонаты дороги, но особенно я люблю те, которые имеют свою историю. И это может быть самый простой предмет, но за ним столько стоит, что можно не один час рассказывать…

Есть такой музейный предмет – рогулька моей бабушки. Предки мои из Воронежской губернии, в нашей деревне все пользовались именно такими – я никогда в селе не видела прялку лопастную, расписную. Наши женщины пряли на самопряхе, у них не было веретен. Типично переселенческое село, старожилов не было. Уже когда я стала работать в музее, поняла, что в коллекции нет такого предмета – для меня очень привычной вещи. Много предметов я привезла из родного дома.

– Музей – явление коллективное?

– Он создавался изначально коллективом лаборатории исторического краеведения, людьми известными не только в крае: это были Демин, Уманский, Щеглова, Бородаев, Контев, Телегин. И конечно же, работали студенты. Наши экспозиции тоже продукт коллективного творчества. Каждый сотрудник в течение многих лет трудится над своим направлением, а в музее все аккумулируется. Например, картографические материалы, собранные Контевым и Бородаевым, до публикации их в 2013-м появились именно в нашем музее.

Сейчас мы занимаемся просветительской деятельностью, разрабатываем вместе со студентами интерактивные программы. С коллегами из других учреждений тоже готовим много проектов: в прошлом году у нас был очень масштабный проект по заданию Министерства просвещения РФ. В ходе его реализации совместно со специалистами Исторического парка «Россия – моя история» Новосибирска на основе материалов археологической коллекции мы создали компьютерную информационную программу с элементами игры «Древности Алтая». Теперь посетители музея смогут не просто увидеть экспозицию и послушать экскурсию, но и виртуально побывать на раскопках, почувствовать радость открытия, в деталях рассмотреть предметы, которые не экспонируются.

– Стал ли ваш музей образцом для школьных краеведческих, как задумывалось?

– Едва ли мы в полной мере образец. Но мы стараемся помогать нашим коллегам. В любой экспедиции мы всегда работаем с местными архивами, музеями.

Мы описываем коллекции, собираем материалы по истории музея. Для кого-то мы готовим каталоги, кому-то помогаем просто назвать музейные предметы – часто бывает это очень сложно сделать сельским исследователям. Сейчас у нас есть сайт «Полевые исследования по этнографии и устной истории», на котором мы публикуем результаты этой деятельности.

– Случаются ли в школьных экспозициях поразительные находки?

– Всегда! В любом музее есть уникальные экспонаты. Коллекции в подобных музеях собраны богатейшие, но ситуация тяжелая. Ибо отсутствует финансирование. Не открою секрета: в школах часто нет ставки сотрудника музея, работают учителя на голом энтузиазме. И это не способствует сохранению коллекций, их правильной атрибуции, ведению учета. А ведь просветительская работа, включенность подобных музеев в краеведческую работу очевидны.

Сохранение культурного наследия – важная задача, для успешной реализации которой нужны средства. Пока музеи образовательных организаций работают благодаря пониманию и поддержке своего руководства, коллег. Но мы надеемся, что организационные и финансовые вопросы на уровне руководства нашей страны будут решены и все вузовские и школьные музеи смогут реализовать свои самые смелые планы и проекты.

Фоторепортаж