Почему географию в школе нужно учить не ради оценок

10:17, 21 июня 2023г, Образование 770


Почему географию в школе нужно учить не ради оценок Фото №1
Почему географию в школе нужно учить не ради оценок Фото №2
Почему географию в школе нужно учить не ради оценок Миниатюра №3
Почему географию в школе нужно учить не ради оценок Миниатюра №3

Педагог из Целинного района Валентина Забродина уверена, что школьные уроки географии могут стать первым шагом в военной профессии.

Стаж в полвека

Валентина Забродина окончила пединститут в Горно-Алтайске в 1974 году. Родилась она в селе Марушка Целинного района, и ей подходит расхожее определение «Где родился, там и пригодился», ведь с того времени работает на малой родине. Особым подарком к своему юбилею в профессии преподаватель из школы № 1 райцентра Целинное считает недавнее известие о присвоении звания Героя России бывшему ученику.

– Юрий Жуланов учился в 10-м и 11-м классах  у нас, а до этого – в селе Шалап. Когда пришел к нам, то никак ему сначала мой предмет не давался, только троечки были. Убеждала: «Юрочка, подтянись! Ты же будущий солдат, тебе это пригодится». И в 11-м классе были у него уже одни пятерки. Он отвечал лучше отличников, – вспоминает педагог. – Хотя география считается гуманитарным предметом, но она же дает и практические навыки. Я всегда детям говорю: «Когда идете в лес, нужно уметь работать с компасом». Потом парни уходят в армию. Вот прямо 31 декабря один из них звонил мне: «Валентина Алексеевна! Я Ключевскую Сопку вижу, ту, о которой вы на уроке давали задание!»

Осенью Юрий Жуланов приезжал в отпуск на родину, встречался с учительницей.

– Я спросила его: «Ну что, Юра, пригодилась тебе география?» Сказал, что вовремя определить, где север, а где юг, помогает просто иногда выжить, – подчеркнула Валентина Забродина.

Вместе педагог и офицер вспоминали давние рассказы в классе, что во всех фильмах о войне персонажи много раз раскладывали карты перед боем.

Нерукотворные памятники

В 2020 году Валентина Забродина участвовала в проекте Русского географического общества (РГО) по обследованию родников. Вызвало тогда особое беспокойство состояние старого родника в райцентре: заболоченная территория и свободный доступ скота могли со временем уничтожить этот памятник природы. А прежде родник питал ручей, впадающий в реку Яминку.

– Мы родник огородили, построили там беседку. Помогла администрация села, а также использовали небольшой экологический фонд районного бюджета, – рассказывает педагог. – Не стали привлекать для этого средства краевого отделения РГО. Глава села Владимир Голихин – мой прежний любимый ученик!

Руководитель краевого отделения РГО Ирина Архипова помогла сделать анализ воды родника. И теперь подробная информация о составе живительной влаги размещена на стенде у источника.

– Хотя говорят, что 2 миллиона туристов создают большую нагрузку на экологию всего нашего региона, но по нашему району этого не скажешь, – отмечает Валентина Забродина. – Туристы только проезжают через Целинное, не задерживаясь надолго. Но и для них, и для земляков, кто навещает малую родину, считаю, что важно дать информацию о безвредности питьевой воды во всех местных родниках.

В нынешнем году по инициативе Валентины Забродиной Минприроды края оформляет памятники природы «Еландинские камушки» и «Башмачковая роща». Также ее проект экологической тропы «Еландинские камушки» был поддержан грантом главы Целинного района.

– За это лето окончательно сформируем маршрут к этому очень красивому месту, которое напоминает Колывань, – заверяет педагог. – Установим стенд, указатели, стол, скамейки, ведь там многие проезжающие останавливаются на ночь для отдыха.

Когда я раньше бывал в райцентре Целинное, то всегда думал, что прежнее название райцентра (Яминское) связано с особенностями села, которое находится как бы в яме. Но опытный педагог-краевед уверяет: это из-за прежней профессии.

– Это из-за ямской гоньбы, из-за ямщиков, организации перевозок в прежнее время, ¬– уверена Валентина Забродина.

Помощь лесу

С прошлого года неутомимого педагога нагрузили еще и обязанностями руководителя школьного лесничества.

– В этом году мы посадили немного елей и сосен, а дубки, что подросли с прошлогодних посадок на нашем пришкольном участке, перебазировали в детский сад и на территорию у въезда в село. У школы сделали небольшой питомник, посадив проращенные семена кедров. Участвовали в этом наши третьеклашки, старшеклассники вскапывали землю, – уточнила Валентина Забродина.

Вместе со своими воспитанниками Валентина Алексеевна находит время помогать и соседям из Солтонского района заниматься восстановлением лесных участков.

Педагог, конечно, помнит еще и те времена, когда во всех школах были и теплицы с морковью и огурцами, и участки с плодовыми деревьями. В школе № 1 росли яблони и кусты жимолости. Но в новые времена за ними перестали ухаживать.

– Я только за, если вернется в школы в какой-то форме трудовое воспитание. Чтобы дети хотя бы привыкли помыть за собой, прибрать, – надеется Валентина Забродина.

А пока не на уроках труда, а дома делали дети со своими папами кормушки для птиц.

– Многие, даже пятиклашки, изготовили кормушки самостоятельно, – уверена их учительница.

Такое нужно поощрять, поэтому решено привлекать теперь к работе в школьном лесничестве не только старшеклассников. А самые младшие могут пока показать свои знания, например, на конкурсах по географии.

Многолетний труд педагога из Целинного отмечен в этом году премией губернатора Алтайского края имени Виктора Верещагина.

Справка

С 2016 года в Алтайском крае в целях поощрения граждан, достигших высоких результатов в области охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, учреждена премия имени Виктора Верещагина.

Фото: Алтайприрода

Фоторепортаж