Почему не хотят инвестировать в сферу ЖКХ?

07:45, 24 марта 2023г, Общество 596


Почему не хотят инвестировать в сферу ЖКХ? Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Традиционно аббревиатура ЖКХ соседствует со словом «тарифы», ведь проблема роста платежей не может не волновать многих граждан. Но особенно «коммуналка» почему-то дорожает там, где ее берут в долгосрочную концессию.

Сколько было?

Еще два года назад, в феврале 2021 года, был сделан вывод, что механизм конкурсных концессионных соглашений необходимо в крае развивать. Ведь вся коммунальная инфраструктура нуждается в реконструкции и непривлекательна для инвесторов из-за необходимости серьезных вложений. Затраченные инвесторами средства отразятся на тарифах для жителей, как заявил тогда на пресс-конференции начальник управления региона по госрегулированию цен и тарифов Олег Колосков. На то время в крае действовали 45 концессионных соглашений: 22 в теплоснабжении, 23 в водоснабжении и водоотведении. Специалисты отмечали вроде бы увеличение тенденции заключения соглашений, но все равно считали, что их величина пока оставалась незначительной.

И тогда же был сделан вывод, что вся сфера ЖКХ требует реконструкции в рамках концессий. Но основная проблема в том, что сфера ЖКХ, особенно на селе, непривлекательна для инвесторов: вложения нужны большие, что сразу отразится на тарифах. Все «резонансные» тарифы установлены как раз на основании концессионных соглашений. Поэтому надо развивать механизм конкурсных концессий, чтобы органы местного самоуправления предлагали сами объекты к заключению.

Но инвесторов с тех пор для ЖКХ в сельской глубинке не прибавилось, а, наоборот, стало меньше: вместо былых 45 концессионных соглашений сейчас реализуется 29.

Без особого лидерства

Игорь Панарин, председатель комитета АКЗС по строительству, ЖКХ, транспорту и связи, отмечает, что при обращениях в этот профильный комитет почти никто из земляков не вникает в особенности того, как и на каких условиях функционирует жилищно-коммунальное хозяйство в разных муниципалитетах.

– Конечно, наших людей больше волнует качество услуг и тарифы, а не какие-то нюансы условий работы ресурсоснабжающих организаций, – подчеркнул депутат.

Юридические взаимоотношения в сфере ЖКХ, по мнению Игоря Панарина, должны хорошо знать работники администраций. Вопрос модернизации существующей структуры ЖКХ в крае остается наиболее острым, ведь потери из-за ветхости сетей все еще значительны. Например, многие водяные «артерии» на местах строились в свое время хозспособом – из того материала, который удавалось тогда организациям достать. Поэтому и сечение труб разное, а кое-где они даже асбестовые. Отсюда растет количество ЧП на объектах водоснабжения. И очистка воды требует сейчас большего внимания, чем раньше.

– Такой вывод сделали по качеству нашей питьевой воды и специалисты-гидрологи, – напомнил председатель профильного комитета. – Строительство очистных сооружений – это очень затратное мероприятие. Например, в Тальменке по федеральному проекту строительство таких очистных объектов оценили в 2019 году в 233 миллиона. А модернизация водоснабжения в Родино оценивали позднее в 292 миллиона.

Что касается того, как концессионеры выполняют свои обязательства на местах, то Игорь Панарин не стал называть лидеров, но не мог не привести и отрицательный пример:

– В Хабарском районе в прошлом году концессионер просто ушел, по сути, бросил все в самом начале отопительного сезона, создав тупиковую ситуацию. Рассчитывали, видимо, что край все равно не оставит район один на один с этой проблемой…

На балансе лишь с марта

Недавно особый интерес в краевых СМИ был к тарифам на тепло в Ребрихинском районе, где ввод газовой котельной не привел к сокращению величины платежей за отопление. Вину за эту ситуацию возлагали именно на концессионера «АПС-Исток». Но ситуация оказалась не такой однозначной.

Виктор Егоров,  начальник отдела комитета по экономике, управлению имуществом и предпринимательской деятельности ребрихинской районной администрации, прокомментировал для «АП»:

– И сейчас тариф пока остается неизменным. Мы передали газовую котельную в аренду «АПС-Исток». Они должны передать документы на изменение долгосрочных параметров сначала в Минстрой края, а потом в управление по госрегулированию цен и тарифов, поэтому, насколько изменится тариф, пока нельзя определить. Мы указали «АПС-Исток», что в Минстрой нужно обратиться в самый кратчайший срок. Как концессионер это предприятие работает с нами с 2020 года.

Дмитрий Ковылин, председатель районного комитета по строительству и ЖКХ, особо подчеркнул:

– На территории села Ребриха вопросами водоснабжения также занимается «АПС-Исток». Жители высказывали недовольство высокими тарифами на теплоснабжение, но тариф на воду у нас не самый высокий. Что касается газовой котельной, то она не была сразу передана ни муниципалитету, ни тем более ресурсоснабжающему предприятию. Минстрой построил котельную, и только в марте ее передали району. И как могли менять тариф, если имущество еще не было передано?

В свою очередь и директор «АПС-Исток» Любовь Гуляева не могла не оценить те акценты, которые расставили СМИ в опубликованной информации о ребрихинских тепловых тарифах:

– Было очень много несправедливого, неправильного. Ответы дали во все заинтересованные инстанции!

Кстати, действующим законодательством определено, что контроль за деятельностью концессионера осуществляет концедент – собственник имущества или уполномоченный им орган (юридическое лицо).

Справка

По данным регионального Минстроя, на 1 января 2023 года на территории Алтайского края реализуются 29 концессионных соглашений с общим объемом инвестиций 42,2 млрд рублей, в том числе в сфере теплоснабжения – 18 соглашений с объемом инвестиций 4,7 млрд рублей и в сфере водоснабжения, водоотведения – 37,5 млрд рублей.

Фоторепортаж