Почему от авиадиспетчеров зависит благополучие тысяч людей

07:30, 20 октября 2019г, Общество 2008


1
1

Часть оваций, которыми пассажиры авиарейсов одаривают экипаж самолета после удачной посадки, заслуженно посвящается авиадиспетчерам. Людям,  которые ведут борт через воздушные пространства городов и весей. Авиадиспетчеры – «компас земной» для пилотов. 20 октября они отмечают свой профессиональный праздник.

Управление порядком

Когда под твоим удобным креслом десять километров пустоты, и впрямь кажется, что все здесь, на высоте, зависит от мастерства пилотов. Это так, конечно, хотя сами летчики не стесняясь говорят, что главное для них – видеть и слышать землю. Благополучие тысяч людей, предпочитающих сегодня воздушный вид транспорта, зависит от того, насколько бережно диспетчеры разных воздушных гаваней из одной зоны ответственности в другую передают друг другу «точку» на экране радара. «С холодной мудростью Дракона порядком управляют в небесах». 

Начальник Алтайского центра ОВД филиала «Аэронавигация Западной Сибири» Олег Шишканов рассказал «АП», что сегодня 250 человек работают в подразделениях управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения полетов. В аэропорту краевой столицы 58 таких уникальных специалистов. Основной их функционал – диспетчерское и полетно-информационное обслуживание воздушного движения в зоне ответственности аэродрома Барнаул, а также воздушном пространстве над территорией Алтайского края, Республики Алтай, части Кемеровской и Омской областей, огромной, к слову, территории, превышающей площадь Великобритании.

«Тот, кто сам летал»

Накануне профессионального праздника авиадиспетчеров давний друг и читатель «АП» Владимир Сельцов принес в редакцию книгу, вышедшую к 80-летию Барнаульского авиаспортивного клуба ДОСААФ. Это подарок летчиков, оставивших на форзаце юбилейного издания такую надпись: «В память об отце, Александре Николаевиче Сельцове». Главы посвящены людям, с именами которых связано становление авиации на Алтае.

Александр Сельцов из довоенного поколения барнаульских мальчишек, выпускник 27-й школы. Летать учился в Барнаульском аэроклубе, летное училище окончил перед самой Победой и полжизни потом сокрушался, что не успел сделать ни одного боевого вылета. Зато сколько крылатых ребят воспитал, когда был командиром летного звена аэроклуба! Вот что написал в 1984 году своему бывшему командиру звена Сельцову один из его воспитанников – полярный летчик Иванцов: «Желаю вам, своему первому учителю, давшему мне крылья (и довольно крепкие: 33 года, 16 000 часов, из которых 15 500 – на Севере), крепкого здоровья, долгих лет жизни. Работаю сейчас на высокоширотную экспедицию «Север» старшим группы экипажей Ан-12…»

О небесной жизни Александра Сельцова написано много благодаря популяризаторским талантам его сына. Но была еще земная. С конца 60-х и до пенсии он работал авиадиспетчером барнаульского аэропорта, повторив судьбу многих летчиков: списанные по возрасту с летной работы, они не расставались с авиацией, уходили в наземные службы.

Именно из летного состава, по мнению экс-пилота Валерия Васильева (ныне он на пенсии), выходят лучшие авиадиспетчеры:

– Они технически грамотны, умеют мгновенно принимать самые верные решения. Таким был и Александр Николаевич. Он работал на стартовом диспетчерском пункте, руководившем взлетами и посадками самолетов. Это сейчас вся информация о полетах вынесена на мониторы, а в прежние годы СДП располагались непосредственно у взлетно-посадочной полосы – так наземным специалистам проще было держать визуальный контакт с самолетом. Сейчас, конечно, изменились технологии, службы оснащены современной аппаратурой, но профессия авиадиспетчера как была, так и осталась едва ли не самой сложной в структуре аэропорта. На них лежит  колоссальная ответственность. Их профессионализм чувствуют на себе в первую очередь пилоты. Как недостаток опыта и знаний, впрочем, который порой оборачивается авиакатастрофами, увы. 

В качестве примера опытный летчик Васильев приводит трагедию, случившуюся в конце октября 2014 года в аэропорту Внуково. Тогда разбился самолет «Фалькон», вылетавший из Москвы в Париж. На взлете он столкнулся со снегоуборочной машиной. В числе погибших был президент крупной французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери. Взлет был разрешен в тот момент, когда на полосе работала уборочная техника. «Тот, кто сам летал, никогда бы не допустил такой ошибки. Но там сидела неопытная девчонка… Люди погибли по нелепости», – дает свою профессиональную оценку этого ЧП собеседник. 

Еще один воспитанник Александра Сельцова – Сергей Кротов, больше знакомый читателям газеты под творческим псевдонимом Сорока. Он летал на многих типах самолетов, но не видать бы ему неба, если бы не Сельцов.

Однажды во время учебно-тренировочных полетов курсант «потерял землю» и из-за этого едва не разбился. В последний момент пилот-инструктор успел вытянуть ручку на себя и тем самым избежать столкновения с землей. «Отчислить» – таким был приговор командира отряда. Тогда командир звена Александр Сельцов вступился за Кротова. Научил парня видеть землю, хранить спокойствие в критических ситуациях и за доли секунды принимать верные решения. Он же помог и с поступлением в училище гражданской авиации.

– В моей практике много раз возникали ситуации, когда выручали грамотные действия авиадиспетчера, – рассказывает Сергей Кротов. – В советское время из барнаульского аэропорта вылетали свыше сорока рейсов в день и местных линий, и центрального расписания – в Москву, Красноярск, Иркутск. Новая техника, локаторы, определяющие направление и удаление до самолета, внедрялись, но это все еще предстояло освоить. Множество параметров диспетчер держал в голове. Важнейший – заданный эшелон. Когда самолет идет в набор, ему нужно выделить высоту, не занятую другим бортом. Это сейчас все видно на мониторах, а тогда контроль был визуальным. Все на память. Представьте, как сложно руководить полетами, когда в воздухе одновременно находится до десяти самолетов. Мелочей в авиации не бывает, учитывался каждый фактор. Например, могли задержать вылет, если в воздух поднималась птичья стая:  собственной орнитологической службой на тот момент барнаульский аэропорт еще не располагал.

В качестве послесловия. Улетая в командировку или отпуск, пассажиры, конечно же, как в известной песне, думают о пилоте: «...чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел». Но пусть каждому из нас повезет еще и с авиадиспетчером.

Однажды в 80-е

Ту-154, пилотируемый Сергеем Кротовым, во время внештатной посадки в сильный ливень выкатился за пределы полосы. Во время разбора полетов выяснилось, что аэродромная служба неверно рассчитала коэффициент сцепления шасси с мокрым бетоном. Барнаульские авиадиспетчеры отработали с экипажем так, что никто из пассажиров даже не понял, что случился форс-мажор.

Экипаж Кротова отправился в рейс на Як-40, только что вышедшем из ремонта. Едва борт взлетел, бортмеханик доложил: приборы не показывают скорость. Открутив гайки и отогнув приборную доску, летчики выяснили, что во время ремонта механики перепутали приемники динамики и статики. Когда все переставили как надо, появились и показания скорости. Все время, пока шел экстренный ремонт на высоте, «слепой» самолет вела земля – бригада авиадиспетчеров родного барнаульского аэропорта.

Новости партнеров
Фоторепортаж