Воины из Алтайского края внесли заметный вклад в защиту Ленинграда

19:50, 12 ноября 2023г, Общество 861


Воины из Алтайского края внесли заметный вклад в защиту Ленинграда Фото №1

В январе 2024 года вся наша страна будет отмечать одну из самых важных дат в истории Великой Отечественной войны – 80-летие полного снятия блокады Ленинграда. Воины-земляки с Алтая тоже внесли заметный вклад в защиту города-героя.

Командовал артиллеристами

Попытки снять вражескую осаду с города на Неве советское командование начало предпринимать уже осенью 1941 года. В сентябре и октябре были проведены две Синявинские наступательные операции. Их результатом стало появление так называемого «Невского пятачка» – небольшого участка территории на левом (восточном) берегу Невы. С этого плацдарма наши войска неоднократно пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу войскам, наносившим удар с востока, и тем самым прорвать блокаду Ленинграда.

Примечательно, что всей артиллерией Синявинской группировки командовал полковник Василий Шилов. Бывший прапорщик императорской армии на Первой мировой войне заслужил Георгиевский крест. А за приграничные бои в начале Великой Отечественной войны, когда награждали мало, Василий Данилович получил орден Красного Знамени. Уже как генерал-майор артиллерии Василий Шилов в последующем будет возглавлять в Барнауле артиллерийско-минометное училище. Василий Данилович прожил долгую жизнь, умер в 1986 году в возрасте 98 лет.

Несмотря на то, что все попытки за три военных года расширить плацдарм и развить наступление закончились неудачно, «Невский пятачок» остался в военной истории одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов. В разные годы поисковики из разных регионов находили и опознавали останки и наших погибших там воинов-земляков. Так, только в 1996 году перестал быть «пропавшим без вести в 41-м», например, Анатолий Гусаков из Баевского района.

Ледовая трасса

К 6 ноября 1941 года был подготовлен первый вариант проекта постановления Военного Совета Ленинградского фронта «О постройке ледяных дорог через Ладожское озеро». В последующих проектах было скорректировано направление строительства ледового пути, и 13 ноября 1941 был подписан приказ по тылу «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец – маяк Кареджи». В результате напряженных и самоотверженных поисков была разведана ледовая дорога по трассе Коккорево – острова Зеленцы – Кобона. 19 ноября появился приказ войскам Ленинградского фронта «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро».

21 ноября в Осиновец прибыл первый конно-санный обоз, доставивший по еще очень тонкому льду 63 тонны муки. Для осажденного Ленинграда это были бесценные тонны: с ними появилась надежда на спасение. После этого руководители обороны города обратились в Государственный Комитет Обороны с просьбой разрешить эксплуатацию ледовой дороги по Ладожскому озеру. Первая колонна из 60 машин с продовольствием ушла из Кобоны по льду Ладожского озера на западный берег 23 ноября 1941 года. Не иначе как чудом можно считать то, что в 1941 году твердый лед на Ладоге встал уже в ноябре.

18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав немецко-финскую блокаду Ленинграда. За 18 дней от Шлиссельбурга была проложена к Ленинграду железная дорога в 33 километра, которая помогла городу продержаться еще больше года – до полного снятия блокады. В защите этой дороги, в обеспечении перевозок и обороны куда более известной «Дороги жизни» через Ладогу участвовали и воины с Алтая.

Сейчас известны имена не менее восемнадцати наших воинов-земляков, сражавшихся и погибших в январе 1943 года в боях за освобождение Шлиссельбурга. Они погибли, прорывая блокаду Ленинграда, ради того, чтобы дорога Шлиссельбург – Поляны была построена, и чтобы 7 февраля 1943 года в Ленинград на Финляндский вокзал пришел первый поезд с Большой земли. Так, 12 января погибли Владимир Парфенов из Камня-на-Оби и Павел Мужиков из Советского района. 13 января – день гибели барнаульца Егора Шелковникова, Еремея Качалкина из Новичихинского района, а также трех земляков-сослуживцев из Каменского района: Якова Шихина, Фёдора Яблонского и Василия Захарова.

В книгах и в кино

Участие наших земляков больше изучено по ладожской трассе, которая официально назвалась «Военно-автомобильной дорога № 101» (сокращенно ВАД-101). Воины с Алтая служили там в составе 71-го дорожно-эксплуатационного полка.

Для подвоза грузов к восточному берегу Ладожского озера была построена военно-автомобильная дорога 102 (ВАД-102). Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Кобоны. Железнодорожная ветка Войбокало – Кобона, подводившая поезда вплотную к Ладоге, была построена к 20 февраля 1942 года.

Фронтовой журналист Павел Лукницкий записал тогда: «Все грузы теперь идут из Кобоны, куда от Войбокало проведена ветка железной дороги длиной в тридцать четыре километра».

В 2018 году появился художественный фильм «Коридор бессмертия». Его подготовили специально к 75-летию строительства железной дороги Шлиссельбург – Поляны. С первых публикаций об этом фильме та дорога почему-то была обозначена «малоизвестной страницей истории блокады». Но историк из Ленинграда Валентин Ковальчук еще во времена СССР выпустил несколько книг, посвященных всем дорогам в блокадный город – и автомобильным через Ладогу и железнодорожным веткам.

История этих дорог давно не тайна и для зарубежных исследователей блокады, в том числе из числа бывших гитлеровцев. Например, немецкий полковник Хартвиг Польман вспоминал: «И все-таки город держался, и положение со снабжением, позволявшее в самое тяжелое время выдавать ежедневный паек в 500–1200 калорий в зависимости от степени занятости человека, начало постепенно улучшаться после того, как русские отвоевали Тихвин и сухопутный путь от конечного пункта железной дороги до озера был сокращен до 180 км. В середине января он сократился до 60 км, а в середине февраля за счет соединительной ветки Кировской железной дороги в Кобону подходил к самому берегу озера».

Американский военный историк Дэвид Гланц подчеркнул: «Ситуация была крайне опасной, поскольку железная дорога, соединявшая Кобону с Вологдой и тыловыми районами страны, осталась единственной дорогой, которая связывала Ленинград с Большой землей».

Воины-земляки с Алтая тоже служили на самой первой железной дороге сквозь блокаду, которая шла к Кобоне на Ладожском озере. Например, Петр Матвеевич Кузнецов из Залесовского района воевал в 11-й железнодорожной бригаде. Красноармеец Кузнецов погиб 28 мая 1942 года. 3 сентября 1942 года пропал без вести после бомбежки Волхова вражеской авиацией красноармеец-путеец 71-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона Иван Алексеевич Казеев – житель села Бураново Калманского района.

Но напрасно будете искать имена этих воинов-железнодорожников или погибших у Шлиссельбурга трех сослуживцев из Каменского района в томах нашей региональной Книги Памяти, размещенных в интернет-проекте ОБД-МЕМОРИАЛ.РУ. Ведь там ошибочно вместо второго тома Книги Памяти Алтайского края из 9-томного издания отсканировали и разместили совсем другой 2-й том – тот, что был из первого, двухтомного, издания нашей региональной Книги Памяти 1988 года.

В итоге уже больше пятнадцати лет недоступны в официальном проекте Минобороны России имена десятков тысяч наших не вернувшихся с войны земляков, уходивших на фронт из таких городов, как Змеиногорск, Заринск и Камень-на-Оби, а также из Калманского, Каменского, Ельцовского, Завьяловского, Залесовского, Змеиногорского и Заринского районов. Исправят ли когда-нибудь былую небрежность?

Фоторепортаж