Почему в Алтайском крае резко выросла стоимость топлива

18:40, 16 сентября 2023г, Экономика 8396


Почему в Алтайском крае резко выросла стоимость топлива Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайском крае не только растут цены на бензин и солярку, но и ощущается дефицит топлива в оптовом звене. Мы разбирались в причинах. 

Проблема

Фермер из Угловского района Александр Кряков говорит, что месяц назад покупал солярку по 52 рубля за литр, две недели назад перечислил деньги на это же топливо уже из расчета 63 рубля. Но до сих пор не может его получить. На нефтебазе отвечают, что сами не знают, когда будет.

– Цены на нашу продукцию не растут, а топливо дорожает, но, главное, его вообще нет, – возмущается земледелец.

Региональные СМИ также сообщают о дефиците ГСМ у аграриев, дорожников и транспортников.

– Сейчас я проехал мимо АЗС, где солярка продается по 62,5 руб­ля. Но в опте она почему-то стоит дороже, – рассказал «АП» Валерий Леонов, соучредитель транспортной компании «Евробус», которая занимается пассажироперевозками в Барнауле. – Вот вчера мы приобрели дизтопливо по 67 руб­лей за литр, и говорят, что это не предел, будет по 72 рубля. Обстановка очень серьезная, можно сказать, критическая. С такой ценой топлива мы будем работать в убыток. Чтобы решить проблему, станем добиваться субсидий из бюджета или повышения цен на проезд.

Ели воспользоваться данными ресурса benzin-price.ru, то можно посчитать, что розничные цены АИ-92 за год в Алтайском крае выросли на 4,6–17%, АИ-95 – на 5,1–16%, дизельного топлива – на 14,5–19%. При этом оптовые цены только с начала года поднялись больше чем на 60%.

Как известно, продажей топ­лива в России занимаются не только вертикально интегрированные компании (ВИНК), у которых есть свои нефтеперерабатывающие заводы, но и мелкие, независимые. В Алтайском крае 115 АЗС принадлежат ВИНК и 385 – независимым компаниям. Они приобретают горючее по прямым договорам или на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, через которую обязаны продавать часть своей продукции те же нефтеперерабатывающие заводы. Максимальный прирост цен показали именно АЗС независимых компаний.

Причины

Из-за чего же в нашем регионе не только выросли цены на горючее, но и ощущается его нехватка?

– В Алтайском крае, как и во всей стране, возник дефицит топ­лива в силу отдаленности от основных нефтеперерабатывающих заводов, – объясняет председатель «Алтайского топливного союза» Юрий Матвейко.

Он напомнил, что в Центральной России расположено 30 НПЗ, а в Сибири близкие к нам только два – в Ачинске и Омске, где можно приобрести ГСМ по конкурентным ценам.

Омский НПЗ стал на 10–15% меньше торговать своей продукцией на бирже  в связи с тем, что с 5 сентября начал плановый ремонт.

Кроме того спрос на ГСМ мог увеличиться из-за роста внутреннего туризма. Повлияла и специальная военная операция, на проведение которой требуются немалые топливные ресурсы. Часть объемов горючего направляется для работы транспорта в четырех присоединенных к России территориях.

– Не так давно максимальный срок отгрузки топлива с НПЗ был 30 дней, сегодня его предлагают увеличить вдвое, – замечает Юрий Матвейко. – Это говорит о дефиците цистерн, удлинился их оборот, что приводит к увеличению затрат. Если раньше транспортные расходы на литр топлива составляли около 1 руб­ля, то сегодня из-за регулярного роста ж/д тарифов – уже больше 3 рублей.

Свою роль в подорожании топ­лива играет слабый рост мировых цен на нефтепродукты. Когда они повышаются, нефтяным компаниям выгоднее экспортировать горючку, чем продавать внутри страны, где правительство пытается сдерживать ее стоимость на уровне средней инфляции. Стал расти экспорт – как официальный, так и серый, когда трейдеры покупают бензин по внутрироссийским ценам, а продают по более высоким внешним.

Чтобы удержать от скачков цены и все были довольны, несколько лет назад власти ввели сложный механизм демпфера. Государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между высокой экспортной и низкой внутренней ценой на бензин и дизель.

Весь год эти выплаты постепенно снижались, а с 1 сентября Минфин уменьшил их еще наполовину, чтобы сэкономить бюджету до 30 млрд рублей в месяц.

Понятно, что недополученную прибыль нефтяники будут компенсировать, повышая внутрироссийские цены на топливо. И если на АЗС поднимать стоимость выше среднего темпа инфляции политически неверно, то в оптовом звене никто это делать не запрещает. Вот они и растут быстрее, чем в рознице.  

– Вертикально интегрированные компании сегодня в рознице торгуют бензином АИ-95 по 50 рублей за литр, а оптом по 56 рублей. Но мы же понимаем, что оптовые цены в нормальной ситуации не могут быть выше розничных, – возмущается Юрий Матвейко. – Это делается, чтобы убрать конкурентов в лице независимых компаний с рынка, а заработать ВИНКи могут как на экспорте, так и на оптовых продажах.

Если для АЗС нефтяных компаний с поставками топлива проб­лем не будет, то на заправках независимых компаний ситуация иная. Во-первых, им сложнее купить на бирже горючее, а когда на рынке дефицит, то приходится приобретать по любой цене, чтобы не остановить работу своего предприятия. Ведь у каждого есть долгосрочные обязательства по кредитам, перед потребителями,  да и после остановки АЗС придется затратить немало сил, чтобы ее вновь запустить. Если уволить персонал, то его быстро не найти из-за кадрового голода. Закрытие объекта фатально для предпринимателя.

– Поэтому приходится покупать ГСМ на бирже по любой цене, а она сегодня значительно выше, чем стоит на АЗС нефтяных компаний, и устанавливать розничные цены выше на 5–7 рублей на литр, – констатирует Юрий Матвейко.

В результате, покупая дороже топливо и прибавив собственные издержки (зарплата, содержание АЗС, налоги), независимые компании должны делать цену на 10–12 рублей за литр выше, чем у ВИНК. Но при такой разнице у них топливо покупать никто не будет, поэтому приходится работать в убыток, надеясь, что к зиме спрос упадет, а с ним и оптовая цена.

Предложения

Недавно депутаты Госдумы от ЛДПР подготовили поправки в закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», в котором предлагают на 3–5 
лет зафиксировать потолок розничных цен на бензин и дизель. 

Это предложение Юрий Мат­вейко считает популизмом.

– Как можно ограничить розничные цены, если на бирже они выше? – не понимает председатель «Алтайского топливного союза». – Вы ограничивайте тогда оптовые цены и наценку. Это будет понятный механизм.

«Алтайский топливный союз» еще в июле направил обращение губернатору Виктору Томенко, в котором изложил проблему дефицита и подорожания топлива, заметив, что такой рост цен увеличит затраты сельхозпроизводителей и поставит под сомнение выполнение контрактов в бюджетной сфере. Он попросил обратиться в адрес курирующих топливный рынок министерств с предложением наполнить внутренний рынок нефтепродуктов для снижения и стабилизации биржевых цен, а также ограничить их серый экспорт.

В ответ вице-губернатор Анатолий Нагорнов сообщил, что такие обращения от имени губернатора направлены в соответствующие органы.

В то же время «Российский топливный союз», представляющий независимые компании, владельцев небольших АЗС, послал письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором высказал ряд предложений, в частности, ограничить рост оптовых цен на уровне инфляции, повысить приоритетность перевозок моторного топлива железнодорожным транспортом. И поднять с 12 до 15% долю продаж бензина, произведенного на НПЗ, через биржу, чтобы насытить свободный рынок. 

1 сентября пришел ответ за подписью первого замминистра энергетики РФ Павла Сорокина, в котором объясняется, что ограничить оптовые цены на топливо нельзя, так как это означает введение квази-регулирования, что не соответствует принципам ценообразования на топливном рынке. Зато в министерстве поддержали предложение поднять приоритетность перевозок нефтяных грузов до четвертой очереди и направили его в Правительство РФ.

Частично поднят и норматив продажи топлива на бирже – до 13% по автомобильному бензину и с 8,5 до 9,5% – по дизельному топливу от их объемов производства.

И полностью в Минэнерго согласились с тем, что серый экспорт вреден, и сейчас ведомство разрабатывает системные мероприятия для его запрета, а пока питерская биржа вправе отказывать в сделке тем покупателям, которые собираются везти топливо в направлении границы.

– С начала этого года объем серого экспорта топлива составил несколько миллионов тонн, в ближайшее время он будет ограничен, – заявил министр энергетики Николай Шульгинов в интервью РИА Новости в рамках Восточного экономического форума.

Что ж, надеемся, что в октябре ситуация улучшится, так как сезонный спрос на топливо упадет и федеральные власти примут какие-то меры для стабилизации цен.

Фоторепортаж