Поэтесса из Барнаула превращает сказки в удивительные стихи
07:14, 18 декабря 2023г, Культура 1839
Если вы заметите, что в книге философские стихи с отголосками любимой вами классики, значит, вам повезло найти настоящего поэта-постмодерниста.
Дед Мороз
Передо мной новый сборник стихов поэтессы Ольги Родионовой.
Я бы с удовольствием назвала ее барнаульской, но так сложилось, что родившись в Барнауле, как поэт она сформировалась в Омском литературно-творческом объединении, а расцвет ее творчества пришелся на годы жизни в Америке. Правда, сейчас снова живет и издается в Барнауле.
Итак, новый, пятый по счету сборник стихов, выпущенный в свет перед Новым годом, называется «Сезам, сезам». Кто-то подумает – сказка, и все прекрасно, красивенько, благостно… Но если поэты обещают сказку, значит, будет грустно, страшно или вселенски бесприютно. Один из разделов нового сборника стихов называется «Все сказки», и он начинается с письма Деду Морозу.
Дорогой Дед Мороз,
ты не мог бы закрыть на замок
все ночные кошмары,
всех чудищ, живущих в чулане?
Нежелание красивостей, романтики, праздника... Стихотворение звучит как манифест взрослого человека, уставшего под тяжестью всего, что на него сыплется в реальности.
Дорогой Дед Мороз, у меня оскудели мечты,
От бесплодных хождений по кручам скрутило колени.
Не без иронии
У автора сборника потрясающий дар – превращать прочитанную когда-то прозу в поэзию, кино в поэзию, стихи в поэзию и, конечно, сказки в поэзию.
Я этих сказок немало знаю, вот вам – какую?
Сюжет заезжен, финал банален, но я рискую:
Когда метель хризантемой белой, ружейным дулом,
– Когда я плакала, где он бегал, о чем он думал?
Выпивая по капле Шекспира, Андерсена, Терри Гиллиама, поэтесса словно примеряет навеянные ими образы на себя – иногда серьезно, иногда с иронией.
Может, яду налить в вино?
Может, нанять стрелка
Ах, не греют колен давно
Мраморные шелка…
Стихотворение, как литературная игра. Вдруг заметишь знакомый образ и наблюдаешь, как он изменился, кто он теперь: возлюбленный, злодей или Крысолов с пустым сердцем.
По-птичьи чирикать, веселые зерна клевать,
Рассказывать сказки, теряя глаголы и связки,
Тебя узнавать, в каждом встречном тебя узнавать, –
Но имени не называть до конца, до развязки.
Стихотворение «Крысолов» особенное. В основе вроде бы тоже отголосок сказки о том, как главный герой спас город Гамельн, вывел из города мышей и крыс с помощью волшебной дудочки. Но автор стихов любит все переворачивать с ног на голову. И в ее произведении жалко не Крысолова и не город. Простые, понятные с детства герои превращаются во вселенские символы добра и зла, любви и бессердечия.
За Крысоловом, за Крысоловом вслед,
Я, последняя крыса, музыки зов ловлю,
В воздухе распадаюсь в клочья, и мой скелет
Ляжет на дно рядом с ним, кого так люблю.
Как-то поэтесса призналась, что влюбляется в образ, проживает с ним в стихотворении маленькие трагедии и маленькие вспышки счастья. Стихотворение как история любви сказочной, но несчастной:
Рыцарь светел и лучист,
Приезжает раз в столетье,
Но ему совсем не светит
То, что светится в ночи.
Всегда одна
Когда я добралась до стихотворения «Джализа-роза…», еще не знала, откуда взят образ. Это главная героиня фильма «Страны приливов» – двенадцатилетняя девочка, которая живет сначала с родителями-наркоманами, а затем с такими же странными соседями, которые делают чучела из животных и людей. Трудно быть в себе в таком окружении. Для девочки не существует объективной реальности, она – в своем мире. В тексте стихотворения – боль за общество, за свой век, попытка помочь что-то понять бедной девочке.
Ты знаешь, люди – такие куклы,
Почти живые.
Они стареют и умирают –
И это правда.
И хотя автор не любит, когда ковыряются в вопросах: как, зачем и почему родилось то или иное стихотворение, чтобы проникнуть в его суть, важна предыстория. И поэтесса в этом смысле рассчитывает на образованного читателя.
В стихотворении «Сезам, сезам» автор пишет:
Я сам себе сезам.
Не ходи по моим слезам.
Сезам, как вы знаете, сказочное слово, которое нужно произнести, чтобы ворота, ведущие к сокровищам, открылись.
Для людей, которые любят поэзию, сокровища – это смыслы, образы, которые создает поэт. И нужно подобрать нужный ключик, чтобы проникнуть в их суть. В стихотворении «Сезам, сезам» автор и заклинает, и иронизирует, и не надеется на чудо.
Лети, лети, лепесток.
Обними меня, мир жесток.
Головой на восток.
Полюби меня по глазам.
Отвори меня как сезам.
Или:
от ворот поворот поперек дорог
направо налево
за порог тропа на восток на юг
на север на запад
жила-была говорю дурак
в лесу королева
любовь ее в яблочке
яблочко в сундучке
сундучок заперт
(в тексте сохранена орфография и пунктуация автора).
Нанизывание на одну строфу характерных для сказки зачинов, прибауток, загадок, поговорок делает ее похожей на каламбур, скоморошью шутку. В каждой строке шутка прорывается сквозь отчаяние. Нет чудес, нет святых, нет любви, и никто не нужен. Есть игра, есть запредельный, придуманный мир, и только там можно почувствовать себя счастливым.
Зачем ты подбираешь имена?
Зима нежна, в Сезаме глубина
И тишина, и ты всегда одна –
Зачем ты ищешь имя, Женщина?
Вот такие философские сказки у Ольги Родионовой. Читать и разгадывать ее образы, метафоры любопытно; это не просто интеллектуальное чтиво, это желание постичь суть вещей, понять мир, понять себя. Обязательно попытайтесь. Новая книжка есть в библиотеках, а стихи – в Сети.
Справка
Ольга Родионова получила филологическое образование. В разные годы работала журналистом в газетах, редактором на телевидении. Жила в Барнауле, Омске, Тобольске, Санкт-Петербурге. В 1993 году уехала в США. Ее стихи и прозу публиковали известные издательства и журналы. За сборник стихов «Яблочный джем» Ольга Родионова получила международную «Русскую премию», он также победил в краевом издательском конкурсе.