Преподаватель английского языка из Шипуново стала лауреатом премии имени Петра Столыпина

08:27, 20 декабря 2018г, Образование 1450


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Героиней публикаций в региональных СМИ преподаватель английского языка из райцентра Шипуново Татьяна Билан становится не впервые. Сегодня инфоповод особый. Насыщенный и яркий год завершается для нее весьма значимой победой – Татьяна Яновна стала лауреатом губернаторской премии имени Петра Столыпина.

Любимые её ученики

К слову, и сама Шипуновская школа им. А.В. Луначарского не проста. Уже несколько лет на ее базе работает экспериментальная площадка АлтГПУ по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. А если вынести в отдельную главу регалии Татьяны Яновны, в чистом виде останется учитель с горящим сердцем, для которого «жизнь» и «профессия» – слова-синонимы. Стажировки в России и за рубежом – чтобы всегда быть на пике учительского мастерства. И исследовательская работа с неистощимыми на выдумку детьми, чьи имена значатся в списках победителей краевых и всероссийских конкурсов для одаренных детей. Именно их, талантливых почемучек, она считает прививкой от профессионального выгорания. Как правило, ее воспитанники берутся за общественно значимые темы. Так, Павел Крикунов, ныне известный в России мастер фотографии, исследовал проблему оттока населения из села. Дарья Максименко, которая преподает сейчас в классическом университете, занималась социальной адаптацией детей с особыми потребностями. Армине Оганесян, чье имя занесено в книгу «Ими гордится Россия», – интеграцией армян в российский социум. Работа Софьи Белоцерковец и вовсе нежданно-негаданно стала раритетом. Она собирала по селам мотивы наличников старых купеческих домов и создала таким образом уникальную коллекцию. Во время паводка 2016 года эти великолепные образцы деревянного зодчества были утрачены. И выяснилось, что работа одаренной школьницы – единственный источник, в котором сохранились изображения старинных деревянных элементов.

Вот некоторые мысли Татьяны Билан по поводу своей профессии.

Выбор

«Точно помню день, когда решила, что стану учителем. Я сама из Ярового, в 1968 году нас перевели из восьмилетки в среднюю школу. Из прежней домашней атмосферы мы попали в незнакомую, где преподавали молодые учителя. Нашей классной руководительницей стала Надежда Дмитриевна Боканина, учитель химии. Я ее обожала, все в ней мне нравилось – волосы, красивый костюм, образная речь. Сидя на второй парте, любовалась, как она писала на доске или объясняла новую тему. Однажды она сказала: «Ребята, сегодня у нас на уроке будет много гостей». Класс затих. Мы уже знали, что это открытый урок. Мальчишки с камчатки попросили ее раздать вопросы, чтобы успеть подготовиться за перемену. И тут я замерла: если она поступит как остальные учителя, мой кумир померкнет. А она обвела класс глазами и, улыбнувшись своей особенной улыбкой, которая могла поставить на место любого, ответила: «А чего вы испугались? Я ничего не боюсь и в вас уверена». Повернулась и продолжила писать как ни в чём не бывало. Когда прозвенел звонок, я уже знала, что буду учительницей».

Первый шаг

«Я хорошо окончила школу, и мой отец попросил у директора химзавода для меня направление на химфак политехнического института. Но я-то знала, что буду учиться в педагогическом. В Барнауле сошли с ним с поезда, с собой – матрас и подушка. Шли по Социалистическому, как раз мимо институтского корпуса. Сели отдохнуть на лавочке, и я папе говорю: «Подожди меня». Он не ожидал подвоха. Я зашла в приемную комиссию и отдала документы на самый первый стол. Это был иняз. А потом вышла и сказала: «Все, остаюсь здесь». Папа возмутился – он человек старой закваски. Отдал мне матрас с подушкой, «сдал» меня в общежитие и уехал, рассерженный. Потом отошел, конечно. Иняз я окончила с отличием».

Биг-Бен воочию

«Когда я начинала работать в школе, директор предложила мне новое направление – английский в начальной школе. Мы стартовали в 1980 году, когда никто и нигде еще не делал этого. Работали сами по себе, в автономном плавании. Эксперимент в Алтайском крае пошел лишь через десять лет, и тогда наш опыт оказался востребованным. АКИПКРО предложил нам пилотировать великолепный учебник под редакцией профессора Виноградова «Кембриджский английский для сельских школ», мы занимались этим с 1992 по 1995 год. В 1995-м группой в двадцать учеников съездили под Рождество в Великобританию. В языковой школе Истборна учились в течение 3 недель. Это был первый выезд нашей школы в Англию, очень важный, вызвавший культурный шок. С ребятами мы побывали в регионах России, в Польше, Чехии, Франции, Германии, Бельгии, Ирландии и т. д. Поездки складываются благодаря родителям и спонсорам, это весьма недешевые проекты, но взрослые идут на такие расходы ради детей. Я уверена,  английский замечательно шлифуется в языковой среде, там, где Биг-Бен дети могут увидеть воочию, а не только на обложке учебника. Это важно и для учителя, и для учеников».

Об одарённых детях

«Люблю умных детей. С одной стороны, они беспроблемны, потому что настроены на учебу. С другой – вопросы задают такие, что не сразу ответишь. Работать в классах с углубленным изучением предметов – большая ответственность. Нынешнюю школу развития не всегда понимают и принимают, особенно те, кто учился в советское время, в «школе памяти». Но, хотим мы этого или нет, рождается новый тип ученика, для которого субъективно важно научиться учиться, искать знания, осмысливать их критически. Познавать, но быть при этом корректным. Школа памяти – информационная база и трамплин для развития, а исследовательские работы великолепно выводят полученные знания на практическое их применение. Так сейчас должно быть везде, во всех школах, к этому и ФГОС обязывает. Ребятишки должны уметь писать проекты. Чтобы научить этому учителей и учащихся, в Шипуново приезжают ученые ведущих вузов края».

«Я не против, если с исследовательской работой сыну или дочери помогают родители, они вместе ищут материалы. Это только укрепляет семью.Недопустимо лишь, когда мама и папа полностью все выполняют за него. Кого мы обманываем?» – убеждена Татьяна Билан.

Справка
Билан Татьяна Яновна – учитель английского языка Шипуновской школы им. А.В. Луначарского, педагог-новатор. Руководит муниципальным центром сопровождения исследовательской деятельности. Занимается с одаренными детьми – участниками краевых и федеральных конкурсов. Председатель Клуба лауреатов премии Губернатора Алтайского края им. С.П. Титова, участница экспертных групп профессионального конкурса «Учитель года Алтая», лауреат губернаторской премии имени Петра Столыпина 2018 года.

Фоторепортаж