Против чужих и своих. О чем новый научно-фантастический триллер «Спутник»

07:44, 07 мая 2020г, Культура 1109


1
1

Cразу на нескольких цифровых платформах состоялась премьера российского научно-фантастического триллера «Спутник». Амбициозный дебют режиссера Егора Абраменко с Фёдором Бондарчуком, Петром Фёдоровым и Оксаной Акиньшиной в главных ролях стал первым российским фильмом, который его создатели в условиях пандемии выпустили онлайн, минуя кинотеатры.

Впрочем, когда еще можно было ходить в кино, трейлеры «Спутника» вызывали не столько желание поскорее увидеть его на большом экране, сколько мысли о вторичности и «самодельном «Чужом». Еще бы: советский космонавт возвращается с орбиты и привозит в себе ксеноморфа (причем наружность «пассажира» показали прямо в рекламном ролике!). К счастью, от «Чужого» тут лишь завязка, ну и главная героиня – вполне себе сильная женщина. А фильм оказался вообще не о том.

Итак, 1983 год. Двое космонавтов в спускаемом аппарате, подтрунивая друг над другом, расстыковались с кораблем, как вдруг снаружи постучали. Позже в ночной казахской степи найдут парашют, капсулу, изуродованный труп в скафандре и окровавленного, но живого космонавта Вешнякова (Пётр Фёдоров).

А в это время в Москве врачебная комиссия разбирает дело Татьяны Климовой (Оксана Акиньшина) – нейрофизиолога с нестандартными методами лечения. Но ее проблемы готов уладить вкрадчивый полковник Семирадов (Фёдор Бондарчук), если только она согласится оценить состояние Героя Советского Союза. Вертолет отвозит их в секретный НИИ в степях, где космонавт Вешняков заперт на карантине за бронированным стеклом. Он дерзит докторам и, как считается, потерял память о случившемся. О том, что в его пищеводе поселилось агрессивное существо, которое выползает по ночам, чтобы питаться, Татьяна Юрьевна узнает не сразу. Как и о том, что ее задача – разделить, не угробив, этих двоих. Ну и еще много о чем, военные всех секретов не раскрывают.

НИИ, в котором происходит действие, – реальный институт с сохранившимися позднесоветскими интерьерами. И авторы любуются промдизайном той поры, всеми этими деревянными панелями, суровой мебелью, радиоприемниками, игрушками-неваляшками. Но явно не из желания вызвать у зрителя ностальгические чувства: пространство у них получилось мрачное, хранящее опасные секреты. И как-то сразу понятно, что добром оттуда никого не выпустят. Вот и местный ученый, скользкий тип (актер Антон Васильев), советует уезжать в Москву, пока не поздно. Но полковник Семирадов ведь не зря выбрал для своей миссии Татьяну Климову. «Знаете, в чем ваша главная проблема? – скажет он ей ближе к финалу. – Вы пытаетесь всех спасти. А так не получается, приходится выбирать». Вот о тяжести выбора и неотвратимости его последствий, о простой человеческой трусости и героизме авторы и решили поговорить в жанре атмосферного камерного триллера, в котором пришелец с противными глазками-бусинками – лишь антураж.

Фоторепортаж