Путешествие по уникальному Алтаю

10:17, 19 августа 2016г, Туризм 1494


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В крае завершается летний туристический сезон, который, по оценкам местных туроператоров, стал самым удачным. На базах отдыха, в гостиницах и санаториях отмечается небывалое количество туристов. активный спрос – на качественные объекты размещения для семейного отдыха. Больше всего заявок приходило с Севера, Урала, из Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.

По всем прогнозам, в этом году турпоток в регион должен превысить 2 млн человек. Начальник краевого управления по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям Юрий Захаров подвел предварительные итоги летнего сезона: рассказал о самых популярных направлениях, крупных инвестиционных проектах и перспективах сельского туризма. 

Главные проекты

– Юрий Владимирович, ключевой показатель успешной работы любой отрасли – объем вложенных инвестиций. Какие суммы были направлены на развитие туризма в Алтайском крае?

– Общий объем инвестиций в сферу туризма нашего региона за последние пять лет превысил 13,2 млрд рублей. Из них порядка 7,6 млрд рублей составили частные средства. Значительное влияние на этот показатель оказывает взаимодействие представителей власти и бизнеса. В том числе на принципах государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорной зоны «Сибирская монета», автотуристского кластера «Золотые ворота», туристско-рекреационных кластеров «Белокуриха» и «Барнаул – горнозаводской город».

– Вы сейчас назвали самые крупные проекты в сфере туризма края. Какой, на ваш взгляд, наиболее перспективный?

– Выделить какой-то один сложно. У каждого проекта есть своя особенность.

На территории игорной зоны «Сибирская монета» работает единственный в Сибири игорно-развлекательный комплекс Altai palace. «Бирюзовая Катунь» – единственная из созданных за Уралом туристско-рекреационных особых экономических зон, где уже сейчас отдыхающие могут воспользоваться широким спектром услуг. Создаваемый в рамках туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» проект «Белокуриха-2» является уникальным для России. Впервые за последние 25 лет запланировано строительство санаторно-оздоровительного комплекса с нуля, что открывает широчайшие возможности инвестирования в развитие нового курорта. Задачей кластера «Барнаул – горнозаводской город» является расширение потенциала исторического наследия Алтайского края, появление нового сектора услуг. Кластер «Золотые ворота» направлен на повышение конкурентоспособности отечественного туристического рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных услугах, формирование современных стандартов обслуживания в Бийске. Каждый из названных проектов успешно реализуется.

– Именно эти проекты входят в программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Оцените ее значение для региона.

– Мероприятия федеральной программы в крае реализуются с 2011 года. За это время регион получил мощный толчок к развитию туризма благодаря поддержке государства. Для строительства современных, отвечающих всем мировым стандартам туристических объектов требуется дорогостоящая инфраструктура, которая включает автомобильные трассы, подстанции, газовые котельные, инженерные сети. Поэтому государство взяло на себя обязательства по созданию комплексов такой инфраструктуры, чтобы бизнес мог возводить туристические объекты по уровню комфорта не хуже, чем на крупных международных курортах, и даже превосходящие их.

За время реализации программы в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» построено 19,3 км автодорог, создается инженерная инфраструктура площадки «Белокуриха-2», в «Золотых воротах» готова вся инженерная инфраструктура. В кластере «Барнаул – горнозаводской город» проводятся масштабные работы по реконструкции мостов, террасированию склонов Нагорного парка, берегоукрепление Оби.

Инвесторы строят отели различной категории, спортивные и оздоровительные комплексы, рестораны, музеи. Идет реконструкция зданий, имеющих культурную и историческую ценность, создаются удобные автостоянки в непосредственной близости к туристическим объектам. Таким образом, видна совместная и, самое главное, эффективная работа государства и бизнеса в сфере туризма.

– Кстати, что касается кластера «Барнаул – горнозаводской город». В какой стадии работы по террасированию Нагорного парка?

– Одним из первых объектов, который будет доступен для посещения в рамках кластера, станут террасы склона Нагорного парка. На сегодняшний день на объекте выполнено 90% работ. Установлен бортовой камень, завершен монтаж лестничных конструкций. Строители готовятся провести освещение на лестнице и террасах. В настоящее время начата разработка концепции благоустройства территории Нагорного парка. Предложено разместить в парке зоны отдыха, аллеи для прогулок, смотровые площадки. Проект будет реализован в 2017 году. Кроме того, в следующем году под буквами «БАРНАУЛ» появится новая набережная Оби. Ее протяженность составит свыше 500 метров. На месте проведут берегоукрепление бетоном, асфальтирование и благоустройство территории.

Реализация туркластера будет способствовать формированию благоприятного имиджа города, созданию комплекса торгово-обслуживающих и историко-познавательных услуг для развития туризма, обеспечит узнаваемость Барнаула, увеличит туристские потоки. Развитие туркластера связано с реализацией масштабных инвестиционных проектов, реконструкцией и восстановлением исторических объектов XVIII – XIX веков. Строительство инфраструктуры создаст условия быстрого и удобного передвижения людей между туристическими зонами и комфортного нахождения внутри их. Будет иметь большое значение не только для туристов, но и для местных жителей.

– Не могу не спросить о событийном туризме. Какова его роль в увеличении турпотока?

– Сегодня событийный туризм активно развивается в Алтайском крае. Более десяти культурных и гастрономических мероприятий уже прочно вошли в рейтинг популярных у наших гостей. Это международный туристский форум VISIT ALTAI, праздник «Цветение маральника», фестиваль напитков «Алтайфест», День России на «Бирюзовой Катуни», Шукшинские дни на Алтае, Сибирский международный форум по оздоровительному и медицинскому туризму, праздник «Алтайская зимовка», «Праздник сыра» и другие.

Событийные мероприятия существенно влияют на рост регио­нального турпотока. К примеру, фестиваль «Сибирская Масленица» в 2016 году посетило около 30 тысяч человек, праздник «Цветение маральника» – более 10 тысяч, «Алтайфест» – 35 тысяч человек. Главная особенность событийного туризма – возможность активного вовлечения в процесс местного населения – предпринимателей, молодежи, творческих коллективов. Это создает уникальный местный колорит, позволяет прочно закрепить событие на территории.

Сегодня многие районы считают своими визитными карточками именно событийные мероприятия – «Фестиваль алтайского марала» (Алтайский район), «Медово-сырный праздник» (Красногорский район), фестиваль «Звенигора» (Змеиногорский район), «День мясного гурмана» (Бийск), «Все буде смачно!» (Романовский район).

Мероприятия Алтайского края вошли в Национальный календарь событий России. Он объединяет информацию о мероприятиях, проходящих во всех регионах страны, и представляет собой не просто путеводитель или базу данных, а полноценную систему обратной связи между организаторами событий, туристическими компаниями, путешественниками.

Яровое набирает популярность

– Этим летом санатории Белокурихи загружены на 100%. Есть ли планы по расширению курорта?

– Среднегодовая загрузка мест размещения Белокурихи составляет более 80%, поэтому расширение номерного фонда является актуальной  задачей развития курорта. Сейчас идет строительство небольших отелей, пансионатов, оздоровительных  учреждений. Наиболее крупным проектом является расширение действующего санатория «Алтай West», результатом которого станет появление двух новых корпусов на 600 мест размещения.  документация по проекту уже разработана. Однако все масштабные проекты связаны с «Белокурихой-2». Это многопрофильный круглогодичный курорт, где будет возможность и оздоровления, и отдыха. В частности, активного зимнего – катания на лыжах. Залогом эффективности проекта является и тот факт, что строится новый курорт рядом с уже действующим, развитым, широко известным. Востребованность Белокурихи – гарант популярности «Белокурихи-2».

– По оценке экспертов, спрос на отдых этим летом в регионе значительно вырос…

– Если на 1 августа 2015 года турпоток в Алтайском крае был 974,4 тысячи человек, то в текущем году данный показатель увеличился на 12% и составил на 1 августа 1 031,4 тысячи человек. В настоящее время единовременная вместимость туристических объектов региона более 51 тысячи человек. В июле загрузка коллективных средств размещения в среднем составила 65%. Высокий спрос на пляжный отдых в городе Яровое в июле привел к 100-процентной  загрузке  действующих  там коллективных средств размещения. В южной и юго-восточной части Алтайского края загруженность средств размещения находилась на уровне 62%, при этом в Белокурихе и  на  левобережье реки Катуни в Алтайском районе – 85 – 90%.

– Какое направление, на ваш взгляд, сейчас набирает популярность?

– На сегодняшний день соленые озера степной части Алтайского края стали центром пляжного и оздоровительного туризма. Лечебные свойства воды и иловых грязей озер Завьяловского, Егорьевского, Романовского районов, а также озер Большого и Малого Ярового ежегодно привлекают туда большое количество отдыхающих.

Наибольшей популярностью у жителей и гостей региона пользуется именно Яровое. За прошедшее десятилетие количество субъектов туристической инфраструктуры там увеличилось практически в три раза. В настоящее время в городе созданы все условия для комфортного пляжного отдыха. К услугам отдыхающих действуют большой современный аквапарк, пляжно-развлекательные комплексы с водными аттракционами, дельфинарием, прогулочными лодками, катамаранами, пунктами проката.

– В крае строятся современные комфортные гостиницы. А какое будущее у сельских гостевых домов?

– В настоящее время в регионе работает более 170 сельских домов и этот показатель постоянно увеличивается. Администрация края предпринимает все возможные шаги по развитию данного направления. С 2014 года поддержка сельского туризма идет в рамках государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае». Ежегодно из регионального бюджета на основе субсидирования части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домов планируется выделять около 1 млн рублей. Предоставление субсидий субъектам сельского туризма идет в пределах утвержденных на текущий финансовый год бюджетных обязательств, но не более 350 000 рублей в год на одного получателя. В 2015 году такую финансовую поддержку получили семь предпринимателей.

Для продвижения услуг сельского туризма проводится работа по позиционированию этого направления в рамках крупных международных и региональных выставочных мероприятий. В 2015 году была проведена научно-исследовательская работа по формированию «дорожной карты» маркетинга сельских  территорий Алтайского края и организована работа экспертов из Франции, которые поделились опытом развития сельского туризма. Эксперты посетили сельские дома Алтайского и Смоленского районов для обучения их владельцев и проведения сертификации для вступления в международную федерацию «Крестьянское гостеприимство». В результате пять руководителей гостевых домов стали членами федерации.

21 июля этого года постановлением администрации Алтайского края сформирована рабочая группа по вопросам развития сельского туризма и утверждено положение о ее деятельности.

По предварительным итогам, летний туристский сезон 2016 года для многих предпринимателей станет  удачным – спрос на отдых в России сегодня высок. В современной экономической действительности из-за переориентации потока российских туристов с отдыха за рубежом на путешествия внутри страны отмечается значительный рост спроса на Алтайский край, в том числе и на отдых в сельских усадьбах. Безусловно,  сельский туризм – перспективное направление, дающее районам импульс к развитию, а туристам – возможность получить новые впечатления и продегустировать уникальную местную кухню.

– Каковы прогнозы туристического потока на этот год?

– Количество гостей, приезжающих на отдых в Алтайский край, ежегодно растет. Так, если в 2014 году турпоток составил 1,64 млн человек, то в 2015 году уже достиг 1,87 млн человек. Согласно экспертной оценке, в 2016 году рост турпотока будет на уровне 8 – 10% и превысит 2 млн человек.

Фоторепортаж