Разгадать Стравинского

17:00, 14 ноября 2016г, Культура 1002


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Ансамбль русского танца «Огоньки» ищет общий язык с великим авангардистом: краевая филармония готовит хореографический спектакль «Петрушка» на музыку Стравинского. Премьера состоится 29 и 30 ноября.

Об очередном эксперименте, поддержанном Министерством культуры РФ и краевой администрацией, рассказали в четверг на пресс-конференции.

В последние годы ансамбль «Огоньки» представляет не только традиционные концертные программы, но и создает целостные спектакли с единой драматургией. Последний пример – прошлогодний «Конек-Горбунок» на музыку Родиона Щедрина, в котором артисты ансамбля к тому же впервые выступали под живой аккомпанемент симфонического оркестра. Спектакль, поставленный на не самую простую для восприятия музыку, оказался тем не менее настоящим кассовым хитом филармонии и очень понравился юным зрителям.

Однако балетмейстер-постановщик из Санкт-Петербурга Надежда Калинина говорит, что для нее и для коллектива ансамбля «Конек» был только разогревом перед Стравинским. Во-первых, «Петрушка» рассчитан на взрослую аудиторию (хотя детей постарше тут тоже ждут). А во-вторых, новый балет рождается прямо сейчас в отличие от «Конька-Горбунка», которого Калинина уже ставила раньше.

– Балету Стравинского в этом году 105 лет, но музыка не потеряла своей актуальности, яркости, свежести, – говорит Ольга Турчина, замдиректора филармонии по творческой работе. – Многие подумают: а, «Петрушка», значит, это детская сказка. Отнюдь! Это глубокое по смыслу произведение, которое должно быть интересно взрослым.

Это, безусловно, эксперимент: балет создан для дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Солистом был не кто иной, как Вацлав Нижинский. А у нас с вами – ансамбль русского танца «Огоньки». Но музыка Стравинского сама провоцирует множественность трактовок именно в силу своей зримости и реалистичности.

Директор филармонии Елена Надточий уверена, что тенденции русского авангарда начала прошлого века в современном мире снова актуальны. К тому же прошло 100 лет – а эту музыку большинство совершенно не знает. Так что проект получается во многих отношениях просветительским. Дело в том, что композитор переосмыслил фольклорный материал, который был хорошо знаком его современникам. Но сегодня мы уже почти не слышим народных песен иначе как в эстрадной обработке и сами их не поем. Следовательно, спектаклю нужна некая преамбула, и за нее будет отвечать ансамбль народной песни «Вечёрки».

– Мы покажем обрядовые сценки из масленичного и свадебного фольклора, игровые песни, которые исполнялись, когда зарождались любовные чувства, – рассказывает руководитель ансамбля «Вечёрки» Наталья Бондарева.

Это будет фактически самостоятельное отделение, сцена, после которой начнется собственно балет. Кстати, познакомят публику и с настоящим балаганным Петрушкой – маленькой ярмарочной куколкой, которая «выступит» в фойе перед началом спектакля. Так зритель сможет оценить, насколько изменился и усложнился образ Петрушки в гениальной музыке Стравинского.

Заглавную роль играет солист «Огоньков» Александр Штребель. После прошлогоднего «Конька-Горбунка» он признавался, что ему было нелегко вместо привычных «присядок» исполнять классические па. Однако теперь он имеет дело и вовсе с современной свободной пластикой: «Здесь нужно выстраивать внутренний монолог героя и выражать его в движении, чтобы все это читалось и выглядело музыкально. К тому же музыка Стравинского сложна структурно. Словом, это мучительный процесс, но удовольствие от работы мы тоже получаем», – признается Александр.

Балетмейстер Надежда Калинина, которая ставит «Петрушку» впервые, обещает современную авторскую хореографию с фольклорной стилизацией и эклектикой. Она сожалеет, что не получается снова поработать с нашим симфоническим оркестром. Но партитура балета предполагает, кроме прочего, сразу два рояля, которые в небольшом зале филармонии просто некуда поставить (для «Конька-Горбунка», напомним, пришлось убрать несколько зрительских рядов, чтобы устроить для музыкантов импровизированную оркестровую яму). Так что танцевать будут под фонограмму.

– Для меня главное сейчас найти общий язык с самим Стравинским, разгадать, что он хотел, – говорит балетмейстер. – Музыка сложна, отдельные эпизоды – а их очень много – выстраиваются как мозаика, для каждого ищем свое решение. Вместе с артистами думаем, пробуем. Я, например, увидела, что образ Фокусника до сих пор был почти не развит. И мне хочется, чтобы этот персонаж, который манипулирует своими куклами и издевается над ними ради удовольствия, практически не сходил со сцены. А Петрушка у нас будет несчастный – мы не будем переворачивать идею спектакля с ног на голову.

«Я всегда отталкиваюсь от индивидуальности исполнителей и не собираюсь лепить Нижинского или Нуриева из Саши Штребеля, – подчеркивает балетмейстер. – Поработав с этими артистами на «Коньке», я узнала их психофизические особенности, поэтому ни на кого не собираюсь натягивать чужую рубаху».

В филармонии подчеркивают, что «Петрушка» – общечеловеческая история. А еще напоминают, что этот сложный и революционный для своего времени балет длится всего 35 минут! Но благодаря участию коллектива «Вечёрки» здесь будет многосоставное вечернее представление примерно на час. Что получится из этой идеи, увидим в конце ноября.

Фоторепортаж