Размышление на тему ночи: В театре кукол «Сказка» в Барнауле готовят премьеру для малышей

18:17, 21 марта 2024г, Культура 966


Размышление на тему ночи: В театре кукол «Сказка» в Барнауле готовят премьеру для малышей Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

В театре кукол «Сказка» идет работа над новым спектаклем для малышей «Кому нравится ночь», премьера назначена на 31 марта. Зрителям обещают волшебный мир грез и сновидений.

История авторская, то есть придумана главным режиссером Ханты-Мансийского театра кукол Еленой Евстроповой и ее соавтором – художницей Лилией Жамалетдиновой (они обе в этом году номинированы на «Золотую маску»). Если творческий почерк Лилии барнаульской публике уже известен по спектаклям «Гуси-лебеди» и «Про умную собачку Соню», то для Елены это первое сотрудничество с театром «Сказка», но далеко не первое знакомство. В 2019 году спектакль Ханты-Мансийского театра кукол «Бах-бах-бах» увез с нашего фестиваля «Зазеркалье» несколько важных наград, в том числе приз зрительских симпатий.

Мы воспользовались поводом – Международным днём кукольника, – чтобы поговорить с Еленой о соавторстве с художниками, артистами и специфике этого особого театра.

Придёт серенький волчок

– Идея новой постановки в том, чтобы дети не боялись темноты? – спрашиваем Елену Евстропову.

– Скорее, одна из задач. Но главное, мы хотели поразмышлять с детьми, что это вообще такое – ночь? Откуда она приходит? Это не научная работа, хоть в спектакле и упоминается, что Земля поворачивается другим боком и становится темно. Мы берем, скорее, философскую и поэтическую часть этого вопроса. У нас там много маленьких историй, объединенных одной линией: папа пытается уложить дочку, а та не хочет спать. А в конце спектакля появляется Серенький волчок. Который тоже не может уснуть, потому что его никто не укачивает (смеется).

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

За бочок он никого не укусит, а просто уснет, обещает режиссер. Все началось с сюжета про девочку и кошку, который она подсмотрела у Сергея Герасимова – автора маленьких сказок для детей, – потом появились авторские стихи и музыка и придумался весь остальной мир. В спектакле прозвучат песни Глеба Успенского – в Ханты-Мансийском театре кукол он работает художником по свету и по совместительству еще композитором. Втроем, с ним и Лилией Жамалетдиновой, режиссер уже сделала много проектов. «В этом смысле мне очень повезло, не у всех складывается такое союз, когда люди понимают друг друга с полуслова», – замечает Елена.

Актёры как соавторы

Режиссер говорит, что сценическое воплощение ее спектаклей обычно сочиняется совместно с художником-постановщиком и актерами-кукольниками, и в какой-то момент уже невозможно понять, где чья идея. «В драматическом театре это называется этюдным методом, когда актеры привносят свое. А в театре кукол, мне кажется, иначе просто невозможно, ведь у тебя есть личность актера, он тоже творец, и невозможно навязать то, что ему противоречит!»

Путь самой Елены Евстроповой к театру кукол, к слову, не был прямым: она родилась в Новокузнецке, училась на филологическом факультете в Кемерове, где и «заболела» любительским театром. А еще пела джаз и авторские песни и даже гастролировала по стране.

– Однажды в любительском спектакле меня увидел режиссер Дмитрий Вихрецкий и позвал работать в Кемеровский областной театр кукол, – рассказывает Елена. – А я тогда вообще ничего не знала о куклах! Но я увидела его спектакль «Пер Гюнт» и подумала: о, в таком-то театре я, конечно, хочу работать, – и осталась. Это был пластический спектакль, очень красивый, с музыкой Грига, актеры перевоплощались то в чудесный лес, то в троллей, то в сумасшедший дом… А потом я увлеклась этим жанром, поняла, что надо как-то расти, окончила Санкт-Петербургскую театральную академию – и в 2016 году меня позвали главным режиссером в Ханты-Мансийский театр кукол. И я поехала на Север, о чем не жалею.

В переломные моменты истории

– Трудно было осваивать кукольную специфику?

– Меня сначала так расстраивало, когда мне говорили: «Ну, понимаешь, нужно действовать как бы через куклу». А ты как актер привык работать своим телом. Было сложно понять, почему кукла «не живет» – все же вроде нормально! Ну, потом все сложилось, я была одной из ведущих актрис с большим репертуаром. Вообще, выбор между драматическим театром и куклами не был тяжелым, я больше грустила из-за музыки, которой тогда стало меньше в моей жизни. Но сейчас бывает, что я сама подбираю ее для спектакля. В этой профессии все соединяется – и музыка, и художественная школа, и даже мой опыт преподавания клоунады и эксцентрики.

– Какие тенденции вам интересны в театре кукол?

– Мне кажется, сейчас переломный период: когда все, что было, закончилось, а то, что будет, еще только начинает­ся; и я сама хотела бы знать про тенденции. Это касается темы, идеи, сверхзадачи и того, о чем говорить с людьми. Еще два года назад я бы вам сказала: «Вот это интересно». А сейчас все немного поблекло, что ли. Но театр кукол вышел из тени и стал интересен публике, и все реже можно услышать: «Ой, а у вас и для взрослых что-то есть?» В переломные моменты истории он всегда выходит вперед – тут и тема марионетки судьбы, и много чего еще, зрителям вдруг становится интересен этот жанр.

Фоторепортаж