Рецензия на фильм Ридли Скотта «Все деньги мира»

21:24, 02 марта 2018г, Культура 1561


1
1

В российский прокат вышел фильм Ридли Скотта «Все деньги мира», внимание к которому было во многом обусловлено шумным скандалом с пересъемками, а не фигурой маститого режиссера или захватывающим сюжетом. Актер-интеллектуал Кевин Спейси, сыгравший роль магната Жана Пола Гетти в сложном пластическом гриме, был обвинен в домогательствах к подросткам. И режиссер, желая защитить свой фильм от возможного бойкота зрителей и критиков, принял решение срочно заменить артиста на Кристофера Пламмера. Хотя к тому моменту фильм был готов, а студия даже успела обнародовать впечатляющие трейлеры, на которых можно было оценить и грим, и образ, созданный Спейси.

Кристоферу Пламмеру, который ровно на 30 лет старше Спейси, столь сложные ухищрения гримеров не понадобились. Но, что самое замечательное во всей этой истории, роль жесткого и прижимистого миллиардера тут же принесла ему номинации на «Оскар», «Золотой Глобус» и премию Британской академии.

Фильм, что называется, основан на реальных событиях, произошедших в 1973 году (хотя авторы и оговариваются, что ряд персонажей и сюжетных поворотов выдуман для пущего драматизма). Шестнадцатилетний внук самого богатого человека в мире, нефтяного магната Жана Пола Гетти – Пол Гетти III – был похищен в Италии какими-то мелкими бандитами-любителями. Похитители потребовали выкуп в 17 миллионов долларов. Но жадный миллиардер к всеобщему изумлению отказался выплатить эту вполне посильную для него сумму: у него, мол, четырнадцать внуков, и стоит ему заплатить выкуп за одного, как у него будет четырнадцать похищенных внуков.

В фильме небогатая, но решительная мать несчастного парня, сыгранная актрисой Мишель Уильямс, безуспешно пытается добиться личной встречи со скаредным свекром. Но единственное, что она получает, – это помощь некоего Флетчера Чейза, бывшего цэрэушника, разруливающего для Пола Гетти щекотливые финансовые вопросы. А Чейз (актер Марк Уолберг) вместо деятельной поддержки начинает подозревать, что внук миллиардера свое похищение инсценировал – и так проходят долгие месяцы.

Несмотря на то, что исход тех давних событий заранее известен, режиссер умудряется держать своих зрителей в напряжении буквально до самого конца. Например, когда один из похитителей проникся сочувствием к юному Полу Гетти, в сюжет вмешивается беспощадная калабрийская мафия. Но, кажется, что одиозный старикан Гетти и его непостижимые для нормального человека мотивы режиссеру на самом деле интереснее, чем все эти перипетии. Вообще, сценарий рисует его образ крупными мазками: раз за разом отказываясь спасти родного внука, он в то же самое время тратил огромные суммы на подлинные предметы искусства и строительство роскошной виллы в Малибу в античном стиле. И этот же человек, экономя на прачечной, сам стирал себе носки и белье, а для гостей в своем английском поместье установил телефонные будки, чтобы они звонили от него за свой счет (все это, как пишут, чистая правда).

Но то сценарий, а настоящую внутреннюю сложность и даже парадоксальную привлекательность этому персонажу добавляет актерская игра обаятельного Кристофера Пламмера, к которому всегда испытываешь безотчетную симпатию. Актер на замену в своих двадцати двух сценах проделал действительно впечатляюще тонкую работу, благодаря которой мы так до конца и не можем понять его истинных чувств: дорожил ли он хоть немного своей семьей или власть денег затмевала для него все? Ощущал ли страх за внука, который вроде как был его любимцем? И неужели правда до такой степени никому не доверял?

Фоторепортаж