Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая»

17:12, 05 мая 2023г, Культура 896


Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Фото №1
Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Фото №2
Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Фото №3
Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Миниатюра №4
Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Миниатюра №4
Самая полезная зависимость: в течение двух дней в Алтайском крае проходила конференция «Будущее Алтая» Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

5 мая завершается XXVII краевая конференция «Будущее Алтая».

В течение двух дней на площадке АлтГТУ около 600 учащихся от 10 до 18 лет из 11 городов и 30 районов края представляли на суд жюри свои научно-исследовательские работы. Направления – физика, техника, математика, экономика, биология, история, психология, русский язык и многие другие. Лучшие из лучших получат дипломы I, II и III степени, грамоты и похвальные листы.

Смешно, но правдиво

В секции социологии выступала девятиклассница Новичихинской средней школы Капитолина Панасюк с неожиданной для всех темой «Специфика адаптации студентов 1-го и 2-го курсов». Она начала заниматься ею еще в восьмом классе.

– В тот момент брат поступал в университет, а мой круг общения состоял из людей старше меня, таких прямо умных, мне было с ними интересно, – с улыбкой объясняет выбор темы школьница. – К тому же я сама скоро окажусь в ситуации иногородней учащейся в лицее, а потом в вузе. Поэтому я начала изучать ребят, которые окончили школу в Алтайском крае и уехали учиться в другие регионы страны. Как по мне, это еще больший стресс.

Капитолина рассказала, что ее социологической выборкой стали бывшие школьники из Алтайского краевого педагогического лицея-интерната. Она хотела разобраться, как они адаптируются к вузовской среде и разным социальным кругам.

– Из интересного – я просила их продолжить фразу: «Быть студентом – это…» И на первом, и на втором курсах ответы сильно отличались: от «это круто и весело» до «мало есть и спать». Совершенно разные ответы, смешные, но правдивые. Еще некоторые жалели, что сразу не вступили в какие-то кружки и студенческие сообщества, потому что решили, что учеба для них на первом месте. Для себя я сделала вывод, что нужно не бояться знакомиться с людьми. И высшего образования в целом – нам в школе часто говорят: «Сессия – это сложно, с вами в вузах сюсюкаться не будут». Думаю, лучше не запугивать школьников, потому что все не так страшно.

Свойства хлеба

А восьмикласснику Шипуновской средней школы им. Луначарского Никите Качусову в процессе исследований пришлось попробовать себя в роли пекаря. Его работу «Влияние свойств крупяных культур на качество хлеба» эксперты сочли перспективной, так что школьник в этом году уже поучаствовал в федерально-окружных соревнованиях «Шаг в будущее», где занял второе место, и конференции «Юность. Наука. Культура» в Новосибирске (третье место).

Тему ему предложила учительница биологии Наталья Крутько, она же помогла связаться с барнаульским Центром оценки качества зерна, где Никита проводил свои эксперименты.

– Сначала мы подготовили по 500 граммов пшеничной муки и смеси с 10 процентами гречневой, определили влажность и подобрали сколько нужно воды. Потом я замесил тесто в лаборатории, поставил в специальную печку. А дальше мы проводили оценку физико-химических свойств получившегося хлеба с помощью специального оборудования в этом центре. Разрезали, взяли мякиш, определили пористость, измерили влажность и кислотность…

– Как вам роль ученого-пекаря? – спрашиваем школьника.

– Очень понравилась! Я, кстати, на конкурсе «Шаг в будущее» был в костюме пекаря, хотел как-то зацепить жюри (улыбается).

Прогресс очевиден

По словам методистов детского технопарка «Кванториум.22» (организатор программы «Будущее Алтая), изначально на итоговую краевую конференцию было заявлено более 700 исследовательских работ, но на этапе рецензирования учеными из ведущих вузов края более сотни были отклонены.

Кандидат физико-математических наук и эксперт программы «Будущее Алтая» Алексей Никифоров уже около двадцати лет читает и рецензирует работы школьников, консультирует их, слушает на защитах и помогает подготовиться к федеральным конкурсам.

– Хочется посмотреть, как меняются наши дети и их исследования с течением времени, – объясняет он такое постоянство. – И я вам скажу: прогресс очевиден, по крайней мере в нашем направлении «физика, техника, астрономия». Начиная с 7-го класса, реферативных работ почти не встречается, зато есть глубокие исследования, причем по самым разным направлениям. Так что уровень знаний у детей не только не падает, что сегодня часто можно услышать, но даже понемножку растет.

Причину этого ученый видит в самом устройстве программы «Будущее Алтая», которая стала школой не только для детей, но и для школьных учителей и даже для самих экспертов.

А кандидат психологических наук, доцент АлтГУ Татьяна Табурова сама участвовала в такой конференции в 2001 году.

– Я не получила призового места и не отправилась на конкурс в Москву, но мне кажется, приобрела гораздо больше: научилась собирать и анализировать информацию, делать выводы, это важное умение в наше непростое время, – говорит Татьяна Сергеевна. – Мои наставники были удивительными учеными и привили мне не просто любовь к науке, а настоящую зависимость от нее, самую потрясающую и полезную, и я до сих пор от нее не избавилась. Я думаю, главное, что можно взять от участия в этой программе, – это вера в себя и любовь к открытиям.

Фоторепортаж