Смоленские барышни. В художественной галерее Барнаула проходит выставка керамики в технике майолики

07:14, 18 августа 2023г, Культура 751


Смоленские барышни. В художественной галерее Барнаула проходит выставка керамики в технике майолики Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Ангелочки-колокольчики, барышни-колокольчики. Вроде бы керамической куклой никого уже не удивишь. Что здесь такого? Ан нет, удивишь! Такие поделки можно рассматривать часами из-за их многослойности, образности. Каждая деталь с тобой разговаривает.

Петь и танцевать

В художественной галерее «Турина гора» появилась не­обычная для Алтая керамика. На полках большие и маленькие фигурки трубадуров, скоморохов с крыльями. Берешь их в руки, а из куклы вторая часть выпрыгивает – ножки, играющие функцию языка колокольчика. А вот Маленький принц скучает на своей крошечной планете. Какой добрый! Скрипач-скоморох и скоморох с мандолиной очень грустные: смешить людей не так уж весело. Котейки в скоморошьих нарядах, он и она держатся за лапы. Это уже философия семейных отношений.

А барышни какие изящные и непохожие друг на друга! Платья хочется изучать и изучать, а потом сшить себе такие же. И все же что-то общее в фигурках есть – они выполнены в наивном стиле. Очень трогательные.

Вот так смотришь на работы современных керамистов, а тебе мерещится Италия, хочется от этих кукол петь и танцевать. Такие они солнечные, веселые.

Работы прибыли к нам из Смоленска. Мы связались с одним из авторов – Галиной Федюниной, чтобы рассеять сомнения.

– Ангелочки мои, а барышни – Екатерины Эстриной.

Работы выполнены в интересной технике – майолика. Глина покрывается белой эмалью и расписывается вручную. Эта техника уходит корнями в глубь веков, ее применяли в Италии. И майолика популярна и актуальна до сих пор, – рассказала Галина Федюнина.

Исторические корни

Италия нам не зря мерещилась. Посмотрим, насколько древняя техника майолики. Оказывается, ее открыли и развили итальянцы в период Ренессанса! И даже ученики самого Рафаэля ею не брезговали. Наш санкт-петербургский Эрмитаж хранит изделия того периода в своих запасниках. В истории расписной майолики появился термин и отдельный жанр «рафаэлесок».

А происходит название техники от географического названия – Майорка, откуда керамику, выполненную в этом стиле, впервые и привезли. Итальянцы немного смягчили буквы, и получилась «майолика».  Со временем в век Возрождения в каждой итальянской деревушке наладили производство тарелок, кувшинов, сосудов и прочих предметов быта в этой технике. Невестам подносили подарки на свадебных блюдах, роженицам – специальные столовые наборы, богатым – предметы роскоши для украшения интерьера. Как же мастера-керамисты добивались такого эффекта, такого блеска глазури? Ее наносили на изделие дважды. Первый слой – непрозрачный по белому «сырому» фону еще до обжига, аналогично фреске в архитектуре, а затем, поверх росписи, прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом.

А что в России?

Увлекшись историей майолики, мы совсем забыли о современной керамике, ради которой, собственно, и начали этот разговор. Итак, смоленские мастера создают авторские работы на основе уже имеющихся традиций и мифологии.

– Мои ангелочки приносят радость в дом. Каждый раз, создавая новую куклу, я придумываю какую-то символику для нее. Особо рассказывать я не умею, больше руками работаю, вкладываю свое настроение в образ, – рассказала Галина Федюнина.

Мастерица училась в Абрамцевском художественно-промышленном училище (ныне колледж). И через какое-то время знания пригодились, уже 20 лет занимается керамикой.

– Мы ежегодно бываем на выставке в Москве, где и познакомились с руководством «Туриной горы». Ездим по выставкам и фестивалям Центральной России, до Алтая нам далеко добираться, экономически неоправданно. Но у нас есть заказчики отовсюду, в том числе из Барнаула, – говорит мастерица. – В Смоленске сильные керамисты. Мы друг у друга учимся. Дарим миру свет и тепло. Да и с коммерческой точки зрения более яркое и радостное всегда привлечет внимание. Я сама не люблю уныние, поэтому и куклы у меня радостные.

У Екатерины Эстриной нас заинтересовали не только чудесные барышни в изумительно расписанных нарядах, но и трилогия по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Алиса, Шляпник и Белый Кролик. Ну как мимо них можно пройти?! Обязательно зайдите в художественную галерею и полюбуйтесь работами смоленских мастеров. Частичка тепла и солнца нам в период  дождей не помешает.

Фоторепортаж