Стартовал очный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2020»

16:28, 17 марта 2020г, Образование 2848


1
1

16 марта в Барнауле стартовал очный этап краевого конкурса «Учитель года Алтая – 2020». В этом году главному профессиональному состязанию педагогов исполняется 30 лет.

Мы поговорили с непосредственными участниками этой долгой истории о том, что значил конкурс в их жизни.

Высшая школа

В конце 1980-х инициатор и организатор самых первых краевых конкурсов Людмила Зозуля работала главным специалистом в крайоно (сегодня – Министерство образования и науки края), курировала развитие образования. Когда в 1989 году в «Учительской газете» появился проект положения о конкурсе «Учитель года», на первом съезде творческого союза учителей выбрали инициативную группу, поручив ей проанализировать документ и направить в газету свои предложения.

– Надо сказать, почти все, что мы предлагали, в итоге вошло в положение, – говорит Людмила Зозуля. – А мы стали готовиться к своему собственному краевому конкурсу. Собирали данные о профессиональных состязаниях даже не с нуля, потому что в Советском Союзе они никогда не проводились. И если в газете появлялась строчка о том, что нечто подобное замышляется в Ростове или Воронеже, я звонила туда: «Ребята, я ваша коллега, расскажите, что у вас интересного!» Потом появилась информация об учительском конкурсе за рубежом, до сих пор помню фамилию победительницы. Я выписывала все, что могла найти!

С мешком идей

– Какой смысл лично вы вкладывали в эту затею?

– Для меня «Учитель года Алтая» – высшая школа педагогического творчества, повышения мастерства и совершенствования системы образования. Я говорила участникам с самого первого дня: «Вы приедете на конкурс с двумя-тремя своими творческими находками, а уедете с мешком идей. Да, это состязание, и кого-то назовут учителем года – для этого работает жюри. Но вы ведь понимаете, что все уже – победители? Районных и городских конкурсов, заочного этапа. А главная ваша победа – над самими собой, ее вы совершили, когда решили участвовать».

Поэтому, когда журналисты пишут: «Сегодня будет назван лучший учитель» – мне становится горько, ведь они все лучшие! Вот эти 24 человека, которые участвуют в конкурсе 2020 года, уже победители. Не говоря уж об остальных прекрасных учителях нашего края…

– Как конкурс менялся за эти 30 лет?

– Знаете, в 1994 году в краевом этапе участвовало более 50 человек, такого больше никогда не было. И длился он около двух недель. Честно говоря, мне кажется, четырех дней мало, чтобы увезти с собой тот самый «мешок идей». Но важно, чтобы участники обязательно рассказывали о конкурсе у себя в школе, в районе. Именно так поступил Игорь Александрович Лепин – участник 1991 года. Став директором Веселоярской средней школы Рубцовского района, он начал направлять на конкурс своих педагогов. И они были так подготовлены, что проходили на краевой этап. И сегодня в конкурсе участвует учитель физкультуры из Веселоярской школы Сергей Кононов, а в прошлом году лауреатом стала учительница информатики Наталья Лебедева. Есть в крае школы, где работает по восемь бывших участников.

Особенность конкурса в том, что на него приезжают уже состоявшиеся педагоги со своими мощными находками. Сейчас из 24 участников 16 имеют стаж работы свыше 10 лет, из них семь – свыше 20 лет. И все ведут разные предметы со своими особенностями. Да, я, хоть и не участвую больше в конкурсе, по-прежнему держу руку на пульсе! Смотрю уроки, мероприятия российского этапа. А главное, знаю предысторию.

Мнения

Сергей Писарев, депутат АКЗС, с 1988 года – учитель географии барнаульской средней школы № 105, с 1996 по 2000 год – директор. Лауреат конкурса «Учитель года Алтая – 1995»:

– Сейчас даже трудно себе представить, что это все было со мной в далеком 1994 году. Я был молод и просто обожал школу, уроки, внеклассные мероприятия. И когда стал победителем районного конкурса, подумал, что все знаю и конкурс для меня – площадка показать свое «великое» мастерство. Но он перевернул все в моей голове. Приземлил меня и дал понять, что для того, чтобы быть настоящим учителем, нужно учиться всю жизнь. Кто-то тогда плакал, кто-то уехал, не дождавшись оглашения результатов. Но дальнейшее общение показало, что все захотели учить по-новому. Год спустя я снова был на конкурсе, удивлял коллег своей уверенностью. А я понимал, что через год и они будут совершенно по-другому относиться ко многим вещам. Главное, поймут, что конкурс – не битва за первое место, а площадка для повышения мастерства, общения и приобретения друзей.

Я так ликовал от своего конкурсного урока! Я сам в себя влюбился в этот день. И радовался за детей, что они мне так помогали. Все это невозможно забыть. 
А особые слова благодарности хочется сказать человеку, без которого конкурс на Алтае не был бы таким, – Людмиле Степановне Зозуле.

Татьяна Билан, учитель иностранного языка Шипуновской средней школы им. Луначарского, заслуженный учитель РФ, финалистка конкурса «Учитель года Алтая – 1994»:

– Я благодарна людям, которые меня отправили на конкурс, потому что сама бы, конечно, не рискнула. Методист в районо сказала: «Так, будет районный этап, ты принимаешь участие!» Ну, сказали – я сделала. А получилось, что победила, и меня отправили на краевой. Тогда было 50 участников, очень большой конкурс. Одних учителей иностранного языка – 14 человек! И до сих пор продолжается сложившаяся тогда дружба, хотя многие давно разъехались, живут в Мурманской области, Иркутске.

Тогда я поняла важную вещь: один в поле не воин. Когда из четырнадцати учителей иностранного языка я одна прошла в суперфинал и мне нужно было готовить урок, они сказали мне: «Пиши план, а мы купим все, что тебе нужно для занятия». Я помню эту поддержку, без которой не обойтись. Мы все друг другу помогали. Так бывает, когда люди состоявшиеся лишены всякой зависти. Кстати, из этого конкурса выпорхнуло много птенцов в Клуб учителей-новаторов Алтая, Титовский клуб, различные ассоциации.

В этом году я получила приглашение приехать на закрытие и, конечно, поеду. У меня стаж уже 40 лет, так что я с удовольствием смотрю на учителей, которые поддерживают планку высокого профессионализма.

Фоторепортаж