В Барнауле завершился ХХ краевой конкурс профмастерства педагогов дополнительного образования
18:46, 23 марта 2024г, Образование 1955
Фото Олег БОГДАНОВ
Абсолютной победительницей педагогического состязания «Сердце отдаю детям» признали Евгению Занину – учителя начальных классов Титовской основной общеобразовательной школы Егорьевского района и руководителя экологического кружка для младшеклассников.
Евгения Викторовна стала лучшей в заключительном конкурсном испытании – «Педагогическом многоборье», в котором соревновалась семерка лауреатов.
Корреспонденты «АП» побывали на втором конкурсном испытании. В доковидные времена это было занятие с детьми, но уже несколько лет педагоги вместо него проводят мастер-классы, в основном для студентов педагогических вузов, то есть для будущих коллег.
Ассоциации и головоломки
Мастер-классы проходили в Краевом дворце творчества детей и молодёжи (АКДТДиМ). По условиям каждому из 20 конкурсантов нужно было объяснить свою педагогическую методику восьми участникам рабочей группы (студентам и уже опытным педагогам).
Анастасия Недозрелова из детско-юношеского центра «Росток» (ЗАТО Сибирский) ведет школу выходного дня, то есть готовит детей к настоящей школе: учит читать и считать, развивает речь, занимается с ними конструированием. Она показывала, как знакомит детей со звуками и помогает выучить буквы:
– Обратите внимание, что буква «ж» нарисована голубым цветом, она как бы ледяная. Это потому, что она обозначает твердый звук, то есть сама твердая, как лед, и детям это легко запомнить, – объясняла она студентам АлтГПУ. – Я вообще часто использую на занятиях ассоциации, и у детей они порой бывают неожиданными. Например, вот та же буква «ж» в образе жука, трех жирафов и жонглера.
А на мастер-классе Елены Кучиной из бийского Дома детского творчества корреспонденты «АП» первые услышали слово «кроссенс» (от английского cross sense – «пересечение смыслов»). Это головоломка, придуманная нашими соотечественниками в начале 2000-х и представляющая собой таблицу из девяти картинок 3х3, между которыми нужно найти ассоциативные связи. Елена Владимировна тоже преподает в школе раннего развития и говорит, что использует этот метод в самых разных ситуациях, поскольку считает его почти универсальным.
И тут нейросети!
Будущая лауреатка конкурса «Сердце отдаю детям» Ирина Бакотина (педагог Детско-юношеского центра Индустриального района города Барнаула) встречала гостей своего мастер-класса в русском народном костюме и с балалайкой: «Сегодня буду рассказывать о силе фольклора, о связи поколений и о том, как современные дети относятся к нашей традиционной культуре», – обещала конкурсантка.
Основатель и руководитель вокально-инструментального ансамбля «Шум прибоя» АКДТДиМ Кирилл Татарников, победивший в номинации «Профессиональный дебют», предложил коллегам создавать музыку с помощью нейросетей.
– Задумка гениальная, – смеется молодой педагог. – Вначале с помощью метода ассоциаций каждый участник моего мастер-класса должен сформулировать свою идею, а потом мы перейдем к созданию музыкального фрагмента за компьютером, вводя в нейросеть полученные данные.
– В работе с детьми нейросети используете? – уточнили мы у Кирилла.
– Да, по сути этот мастер-класс – часть обычного вводного занятия, когда ребята только приходят ко мне в объединение. Я занимаюсь с подростками 13–18 лет, они создают свои песни, записывают их на студии и выигрывают конкурсы, иногда даже краевые.
А еще один лауреат, педагог Центра развития творчества детей и юношества Ленинского района города Барнаула Олег Дьячков предложил участникам занятия научиться жонглировать. Преподаватель известной барнаульской студии «Арлекино» рассказал о восьми основных жанрах циркового искусства, таких, как акробатика, клоунада или эквилибристика. Он выразил сожаление, что из 115 тысяч барнаульских детей от 5 до 18 лет цирковым искусством занимаются всего около 300, ведь оно, по его уверениям, полезно для здоровья.
За каждого воспитанника
– В таком формате мы проводим «Сердце отдаю детям» третий год и видим, что мастер-класс заставляет участников проанализировать всю свою деятельность и выбрать лучшие приемы, – считает организатор конкурса, заместитель директора АКДТДиМ Елена Воронина. – А еще придумать, как донести их до взрослых людей со своим опытом и багажом знаний.
Оценивают это испытание по 10 критериям, среди которых уместное использование информационных технологий, профориентационная направленность и способность оценить собственные результаты.
Победившая в конкурсе Евгения Занина из Егорьевского района призналась на торжестве, что хоть и была уверена в себе, но победную речь заранее не готовила. А еще благодарила за поддержку других конкурсантов, в которых неожиданно для себя нашла не конкурентов, а друзей.
– В своей школе я веду экологический кружок «Эколята», мне это случайно предложили, но я всегда любила природу и с удовольствием согласилась, – рассказала победительница корреспондентам «АП». – Он для детей начальной школы, а дальше мои выпускники идут в объединение «Хранители леса». На конкурсе я рассказывала о такой форме организации экологической деятельности, как экотропа. Не сказать, что она новая, но ее почему-то мало кто использует, а она универсальная и очень эффективная!
Поздравляя лучших педагогов, председатель постоянного комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов заметил, что, по его мнению, система дополнительного образования призвана как бы гармонизировать человека. И, обращаясь к участникам, сказал: «Вы отдаете нашим детям и сердце, и душу, и зачастую все свободное время».
А заместитель председателя правительства края, в прошлом учитель Юрий Абдуллаев, сказал:
– Каждый из нас, выбирая профессию педагога, понимал, что она сложная. Но педагоги дополнительного образования знали, что им будет еще сложнее, ведь в этой сфере нет всеобуча. Если ребенку не понравилось в нашем кружке или секции, он уйдет и больше не вернется. И мы боремся за каждого из 300 тысяч воспитанников, охваченных сегодня системой дополнительного образования края, состоящей из более чем 250 учреждений.