В Алтайском крае прошел первый в России авиасалон беспилотников «АлтайАгроБАС–2024»

12:28, 27 апреля 2024г, Общество 673


В Алтайском крае прошел первый в России авиасалон беспилотников «АлтайАгроБАС–2024» Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В полдень 24 апреля железные четырехвинтовые конструкции поочередно взлетали над экспериментальным полем Алтайского аграрного госуниверситета (АГАУ) и, замысловато покружив несколько минут, садились. Десятки человек на пронизывающем холодном ветру следили за их полетами и понимающе цокали языками. Так выглядел со стороны первый в крае авиасалон беспилотников «АлтайАгроБАС–2024».

Выступления

Авиационное шоу начал гендиректор компании «Хизара» Алексей Ковалёв. Он рассказывал публике, что управление агродрона идет со смартфона, в который загружается программа управления полетом, а пульт нужен только для нештатных ситуаций. При этом все уважающие себя операторы БАС используют модуль RTK, который позволяет летать по полю с сантиметровой точностью, чтобы не было ни пропусков, ни полос при опрыскивании агрохимикатами.

Ковалёв признался, что в такой мороз он еще не управлял дроном, тем не менее нажал на кнопку «пуск» на пульте, и винтокрылая машина взлетела.

– Посмотрите, как она хорошо стелет, какой у нее плотный поток, способный полностью обработать растение от его верха до земли. За счет того, что аппарат похож на маленький вертолет, он заходит в поворот плавно, – комментировал руководитель «Хизары».

По его словам, если бы не такой шквалистый ветер, то сноса капель не было бы. При помощи программы их размер можно менять прямо в полете.

Тем временем дрон закончил основную программу на поле и начал обрабатывать его границу. Ковалёв уверял, что за час машина может опрыскать гербицидами 20 гектаров и 200 гектаров за смену. Если работать на фунгицидах, инсектицидах или десикаторах, то производительность БАС вырастает до 300 га и больше за смену. Она зависит от опыта команды.

Второй на авиасалоне выступала барнаульская ИТ-компания «Галэкс», которая с этого года решила заняться обработкой полей по договорам с аграриями.

Внешний пилот Максим Хандрыкин рассказал нам, что ему хватило месяца тренировок на симуляторе, чтобы уверенно управлять летающим опрыскивателем. Тем более, большим аппаратом манипулировать проще, чем маленьким. Максимальная взлетная масса агродрона составляет 101 кг, так что он может и человека поднять.

– В Интернете много об этом роликов. Только делать так нельзя, – строго предупреждает Максим.

Против и за

Председатель Союза (крестьянских) фермерских формирований Алтайского края Никита Кожанов пока скептически относится к использованию агродронов. Хотя в интервью корреспонденту «АП» признался, что личного опыта в применении такой техники не имеет. Он считает, что дроны в основном полезны для чрезвычайных случаев, например, при обработке пропашных культур от заболеваний или внезапно напавших вредителей. Когда растения уже достаточно выросли, а самоходные опрыскиватели наносят своими колесами им повреждения. По мнению Кожанова, покупать дрон в собственность дорого, а вызвать сервисную компанию затруднительно, так как она может быть занята в этот момент в другом месте. А обработка нужна немедленно.

Между тем на авиасалоне было представлено восемь фирм, которые предлагают услуги по опылению полей в Алтайском крае с помощью агродронов.

– У некоторых опыт работы 2–3 года, они обрабатывают десятки тысяч гектаров. И мы уверены, что спрос на такие услуги будет расти, таких компаний будет больше, – считает Евгений Попов, проректор АГАУ по научной и инновационной работе.

Применение квадрокоптеров бурно развивается в Краснодарском крае. И в одном хозяйстве на площади 5 тыс. га полностью отказались от применения наземных опрыскивателей.

Представитель краснодарской компании «Агродом» Ален Савранский рассказал, что он работает с дронами уже пятый год. За это время перепробовал несколько марок БАС, хозяйство закладывало много опытов, сотрудничая с местными учеными, сравнивая с классическими опрыскивателями.

– Когда мы начинали, краснодарским фермерам еще надо было доказывать эффективность новой технологии, сейчас все о ней знают и чаще приобретают в собственность аппараты, чем пользуются услугами сторонних компаний. Это и дешевле, и разумнее, так как развиваешь собственную инфраструктуру, – учил Савранский.

По его словам, затраты на приобретение дрона вместе со вспомогательным оборудованием окупаются за сезон.

Специалист вспомнил, что в одну дождливую весну самоходные опрыскиватели не могли зайти в поле и самолетами не получалось обработать, потому что днем ветер, а ночью они не могут работать. Квадрокоптер же летает по программе круглосуточно, ему человеческие глаза не нужны.

Планы

Пока все агродроны производятся в Китае. Есть несколько алтайских компаний, которые пытаются организовать отверточную сборку из импортных комплектующих.

– Думаю, за этим будущее, так как в 2024 году в стране стартовал федеральный проект «Беспилотные авиационные системы», – говорит Попов. – Программное обеспечение для дронов наши инженеры уже делают. В частности, есть разработки Алтайского технического университета и томской компании «Смотрим с неба».

Ректор АГАУ Николай Колпаков напомнил, что Аграрный университет является центром компетенций по использованию агродронов в Алтайском крае и третий год реализует программу подготовки операторов БАС, в ее рамках уже получили свидетельство более 300 человек.

– Сейчас мы готовим программу по сервисному обслуживанию и эксплуатации дронов. Для вуза крайне важно обеспечивать специалистами этот емкий, перспективный рынок, – подчеркнул Колпаков.

И второй интерес вуза связан с обоснованием эффективности применения этих аппаратов в сравнении с наземными опрыскивателями. Это просят выяснить аграрии.

– Пока нет четких инструкций по нормам внесения агрохимикатов, по высоте, скорости полета. Они еще требуют своего научного подтверждения, – уточняет Попов.

Справка

Мероприятие было организовано АГАУ при поддержке регионального правительства с целью развития практики применения беспилотных авиационных систем (БАС) в сельском хозяйстве, стимулирования спроса на агродроны и пропаганды профессии будущего – оператора БАС.

В авиасалоне приняли участие десять компаний, представляющих, помимо Барнаула, такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Томск. 

Фоторепортаж