Фестиваль лоскутного шитья проходит в музеях Барнаула

15:00, 12 марта 2016г, Культура 2865


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Большой межрегиональный фестиваль лоскутного шитья проходит в эти дни сразу в трех музеях Барнаула и представляет вниманию публики лучшие произведения сибирских и российских мастериц.

Авангард в лоскутах

Основное событие фестиваля – открытая краевая выставка-конкурс «Лоскутные узоры Алтая», которую поделили между собой музей «Город» и музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. В ней участвуют мастерицы и объединения из Алтайского края, Омской, Томской и Новосибирской областей и Санкт-Петербурга. Ну а главной школой для местных мастериц обещает стать передвижная экспозиция победителей Х Всероссийского фестиваля «Лоскутная мозаика России», которая работает в Художественном музее. И любителям такого теплого декоративного искусства определенно стоит посетить все три выставочные площадки, тем более что они находятся совсем рядом – в районе улицы Льва Толстого.

В «Городе» выставлены большеформатные вещи: одеяла и покрывала, коллективные панно, а также костюмные комплексы. В ГМИЛИКА – творения меньшего формата, а еще сугубо утилитарные (но оттого не менее прекрасные) предметы: салфетки, подушечки, прихватки, сумки и муфты. Бесхитростный ситчик соседствует с шелками и парчой. И не подумайте, что лоскутное шитье сплошь наивно: многие мастерицы явно вдохновляются всей мировой историей искусства, а в их работах легко отыскать отголоски супрематизма и конструктивизма. Тем более что лоскутная техника сама по себе тяготеет к простым геометрическим формам: треугольникам, ромбам, звездам. Впрочем, в Художественном музее можно увидеть и настоящую «текстильную живопись», абсолютно реалистичную.

Встреченная на вернисаже известная художница Юлия Кикоть признается, что видит в работах современных мастериц тот источник, из которого можно бесконечно черпать идеи: «Здесь все тайны композиции, зашифрованные символы, просто кладезь мудрости! Мне даже кажется, что эти работы могут исцелять».

Вторая жизнь кимоно

В ГМИЛИКА сейчас можно увидеть три произведения новоалтайской мастерицы Анны Лазаревой. Причем панно «Сосна» явно навеяно восточным искусством. Как выяснилось, это не случайность, а следствие увлечения японским пэчворком.

– Я была одним из инициаторов создания клуба «Лоскутная пятница», а до этого работала самостийно, – рассказала нам мастерица. – Моему увлечению лет пять, не больше. Просто однажды в Интернете увидела лоскутное шитье и удивилась, что можно сделать такую красоту. Что меня вдохновляет? Природа. А еще я побывала на Токийском фестивале лоскутного шитья и посмотрела, что делают японки. Они эту традицию переняли у американцев в 70-е годы, но уже всех превзошли: там такое чувство цвета, такая гармония! Даже два года спустя вспоминаю эти вещи – и у меня мурашки! Настоящее искусство, которым в Японии занимаются очень многие.

Японский пэчворк на 90 процентов шьется вручную, говорит Анна Владимировна, а многие работы составлены из мельчайших деталей. Ну а главный секрет – ткани старых кимоно, пластичные и гармоничные по цвету. «У меня их дома две коробки, – смеется Анна Лазарева. – И их цвета и рисунки, кстати, легко сочетать – они друг с другом отлично «женятся».

Работы Ольги Аксёновой можно увидеть и в «Городе», и в ГМИЛИКА: лохматые коврики, муфточка, лежак для кошки и специальный настенный кармашек из джинсовых тканей для хранения мелочей. «Старым вещам – вторая жизнь, – говорит мастерица. – Я вообще стараюсь делать только то, чем можно пользоваться».

Вечная учёба

В Художественном музее говорят, что передвижную выставку «Лоскутная мозаика России» барнаульцы могут увидеть благодаря народному мастеру Алтайского края Ларисе Храбрых, которая стала лауреатом всероссийского конкурса летом 2015 года. В нем участвовали 242 мастера из 50 городов и населенных пунктов страны, а оценивали работы специалисты из Эрмитажа и Российского этнографического музея.

– Лариса Васильевна была профессиональным архитектором, – рассказывает куратор экспозиции  искусствовед ГХМАК Наталья Царева. – И на первых же выставках лоскутного шитья сибирского и всероссийского уровня она произвела фурор. Это настоящий художник, который чувствует композицию и цвет. Каждая встреча с ее работами – учеба для наших лоскутниц.

Сама мастерица скромнее оценивает свои достижения. Серьезно лоскутным шитьем она занялась уже в 2010-е. Состоит в клубе «Лоскутная пятница» и считает это важным подспорьем: «Сам по себе иногда затухаешь, а тут приходишь и учишься чему-то новому. А уж если можешь чему-то научить – это вообще замечательно!»

А началось все с того, что ей захотелось делать своими руками подарки детям и внукам, причем начала она не с прихваточек, а с огромного одеяла.

– Я училась по книжкам, а потом в Интернете нашла работы известного американского художника Каффи Фассетта. Они настолько гармоничны! – рассказывает Лариса Храбрых. – При простой композиции они сложны в цветовом исполнении. Я долгое время считала его своим учителем, ну а потом уже перестала смотреть его работы каждый день (смеется).

– Период ученичества закончился?

– Ну нет, он не заканчивается никогда!

Любимый жанр художницы – одеяла, которых она нашила уже не меньше тридцати. Сейчас, впрочем, ее увлек маленький формат, в котором решить творческую задачу ничуть не легче.

– Посмотрите на эту коллективную работу: каждая ее часть – маленький шедевр, – показывает Лариса Храбрых на огромное покрывало в красных тонах. – Оно создано усилиями участниц выставки «У моря Обского». Была заранее задана тема и цветовая гамма, и эти отдельные блоки стали для лоскутниц «входными билетами» на выставку. Теперь же это большое покрывало купил музей в Архангельске!

Кстати, в рамках фестиваля проходят мастер-классы лучших мастериц края. 12 марта шитью по основе можно поучиться у Ларисы Храбрых (в ГМИЛИКА), а 26 марта в музее «Город» мастер-класс «Оптический лоскут» проведет Татьяна Горбунова.

Фоторепортаж