Театр как поле для экспериментов

12:04, 16 октября 2014г, Культура 1434


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В третий день Золотухинского фестиваля свои постановки представляли краевой театр драмы им. В.М. Шукшина и московский Центр им. Вс. Мейерхольда (сокращенно – ЦИМ).

Кроме того, состоялся мастер-класс «Как стать театральным лидером», который провели ведущий российский критик, член жюри «Золотой Маски» Елена Ковальская и молодой режиссер Алексей Жеребцов.

Искусство и социум

Свою творческую лабораторию Елена Ковальская и Алексей Жеребцов посвятили взаимоотношениям современного российского театра с обществом. И речь шла отнюдь не о том, как волшебным образом угадать с репертуаром, чтобы понравиться сразу всем зрителям на свете. «Театр должен стать машиной по изменению общества», – уверена Елена Ковальская.

Она привела красноречивые цифры: средний возраст руководителя московского театра – 63 года. А вообще в России в театр ходят четыре процента населения (в Москве – семь), в то время как в его финансировании благодаря налогам участвуют 100 процентов населения. Проект «Школа театрального лидера» как раз и помогает театрам исправить эти показатели, готовя кадровый резерв и заставляя творцов повнимательнее присмотреться к обществу. Одним из первых выпускников школы стал режиссер Алексей Жеребцов, создатель Liquid Theatre. Кстати, показанный вечером 14 октября спектакль ЦИМ «Алиса и государство» в свое время как раз и родился в недрах школы как социальной проект.

– Мы задались вопросом: зачем 96 процентов россиян финансируют театры, которые не любят и не видят, – объясняет Елена Ковальская. – Нас интересовала культурная политика, то есть договор между обществом, властью и культурной отраслью относительно того, кто и за что платит.

Как правило, оценивая театр, в России говорят лишь о художественных достоинствах его спектаклей, замечает критик. А во Франции, например, театр обязан «создавать наследие будущего», то есть ставить современные пьесы, а также нести территориальную ответственность (то есть гастролировать), профессиональную (принимая на работу молодых специалистов без опыта) и социальную. Последняя заключается в том, что режиссер помимо своей творческой работы над постановкой должен уделить немалое время приобщению разных социальных групп к театральному искусству (простейший пример – работа режиссера с детьми в обычной школе).

«Я совершенно одержима театральной педагогикой, – говорит критик. – Она готовит школьников к приходу в театр, к пониманию его сложного, изощренного языка. Мы сегодня видим ужасную дегуманизацию современного российского школьника, поэтому наше дело сегодня создавать не только спектакли, но и нашу будущую аудиторию».

И в ряде городов независимые театры уже реализуют различные социальные проекты. В рамках одного из них драматурги учили писать пьесы подростков в колониях и внезапно обнаружили, что заключенные впервые начали в них осмыслять свои поступки и вину.

– А недавно наша группа помогла написать несколько пьес глухонемым детям, – поделился собственным опытом режиссер Алексей Жеребцов. – И по возвращении из Барнаула мы начнем записывать спектакли на радио «Культура»… Если государственные театры начнут воспитывать аудиторию, найдут новые способы взаимодействия со средой и развернутся к обществу, то перед нами действительно откроются другие горизонты.

Грани реальности

Спектакль-эксперимент Алексея Жеребцова «Алиса и государство», номинированный в этом году на национальную премию «Золотая Маска», родился… из лекций Александра Аузана, декана экономического факультета МГУ. Заметив вопиющую правовую безграмотность соотечественников, авторы задались вопросом: может ли театр ликвидировать пробелы? В итоге они соединили лекцию о взаимоотношениях граждан и административного аппарата с фабулой кэрролловской «Алисы в стране чудес» (абсурдистская сказка как нельзя лучше подошла к реалиям нашей жизни). Фрагменты лекций чередуются с публицистическими зарисовками и мультимедийными презентациями. Темы – от коммунальных безобразий до «диванных революционеров» и законотворческой активности депутатов. Барнаульских зрителей такая форма равнодушными не оставила: кого-то сильно раздражала, кого-то изрядно повеселила.

По сюжету наивная студентка-отличница Алиса падает в обморок на экзамене и проваливается в другую реальность. Здесь она встречается с Цветами, которые, как типичные бабушки на лавочке, обсуждают платежи по общедомовым счетчикам (играют их, к слову, мужчины), а также с участниками Болотного чаепития, депутатом Гусеницей из партии единорогов и наконец с Черной Королевой, вершащей суд. Хотя в качестве правового ликбеза лучше всего работает встреча Алисы с патрульными Труляля и Траляля, которые напоминают ей, на что имеют право граждане при взаимодействии с полицией. Ну а интонация искреннего недоумения главной героини делает спектакль острым, но никак не злым, а это большое достижение.

В краевом театре драмы в это время представили премьеру прошлого сезона «Пленные духи». В данном случае экспериментальность заключена не в форме (она вполне традиционна), а в драматургической основе. Пьеса братьев Пресняковых посвящена сложным отношениям Александра Блока, Андрея Белого и их Прекрасной Дамы – Любови Менделеевой. Правда, главных героев так ни разу и не представляют официально, в этой вселенной они Саша, Андрей (он же Борис) и Любовь Дмитриевна. По тону происходящее на сцене напоминает жизнеописание поэтов Серебряного века в пересказе безнадежного двоечника. Жанр постановки «типа как бы биография» должен еще на подходе к театру остановить зрителей, не склонных относиться к литературному наследию юмористически. Зато знатоки творчества символистов смогут насладиться расшифровкой многочисленных литературных аллюзий, зарытых в пьесе.

Репертуар

18 октября, 17.30. Национальный молодежный театр Республики Башкортостан им. Мустая Карима. Спектакль У. Шекспира «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» (на башкирском языке с переводом). Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина (14+).

19 октября, 17.00. Московский театр на Таганке. Торжественная церемония закрытия фестиваля. Спектакль 
Б. Брехта «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ СЕЗУАНА». Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина 
(12+).

Фоторепортаж