Туристы открыли новые маршруты на Алтае и "закрыли" пирожки в Сростках. Итоги сезона

08:00, 23 сентября 2019г, Туризм 1595


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Интерес к Колывани, спрос на пакетные туры, а также на маршруты «Отцы и дети» – туроператоры рассказали об основных тенденциях летнего сезона в регионе.

Главными местами притяжения туристов по-прежнему являются Белокуриха, особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», левобережье Катуни и озеро Ая.

Одна из ключевых тенденций минувшего лета – рост турпотока в сторону Колывани. Туроператоры в один голос говорят: он точно выше, чем в предыдущие годы. Колывань сегодня в структуре турпотока занимает примерно 15 процентов, ранее эта цифра была на уровне семи, максимум десяти процентов.

Несмотря на то что здесь не так развита туристическая инфраструктура, сделать выбор в пользу Курьинского и Змеиногорского районов заставляет… сильная загруженность Чуйского тракта.

– В сторону Колывани достаточно хорошая дорога. Летом добраться туда гораздо проще, чем до Горного Алтая. Ведь Чуйский тракт, особенно в выходные, стоит в пробках, – рассказывает руководитель Алтайской региональной ассоциации туризма Александра Томашевич. – Отправляясь в поездку на Колывань, люди просто гораздо меньше времени тратят на дорогу. Плюс туристы уже наелись Горным Алтаем, хочется чего-то нового, других направлений.

Учитывая рост турпотока, по словам экспертов, местному бизнесу в ближайшее время стоит задуматься о создании там полноценной инфраструктуры для приема. Так как пока вариантов размещения немного – в основном сельские дома либо кемпинги. 

Индивидуальные туры

Ряд туроператоров отмечает рост спроса на пакетные туры по Алтаю, причем по системе «все включено». Как правило, это касается гостей, которые приезжают из центральной части страны. Такие туристы самостоятельно покупают лишь авиабилеты.

– Многим комфортнее один раз заплатить и больше не возвращаться к этой теме в принципе, – рассказывает руководитель «Царской псовой охоты» Кристина Гагулина. – Поэтому трансфер, проживание, питание, входные билеты во все музеи, проезды по платным мостам, посещение бань и принятие пантовых ванн оплачиваются сразу на стадии покупки тура. Да, такой подход требует грамотной работы по формированию турпродукта. Необходимость конкретизировать детали: какие именно экскурсии – пешие или конные, ванны – травяные или пантовые? Но так правильнее. Туристу не приходится во время путешествия постоянно открывать кошёлок и платить по 
100 – 200 рублей.

В целом, по признанию туроператоров, минувший сезон очевиднее проявил разделение массового сегмента и индивидуальных туров. Первый вариант касается ограниченного бюджета на отдых. Когда люди сами планируют маршрут, активно пользуются системой онлайн-бронирования отелей, добираются до места на автомобилях. Второй вариант набирает все большую популярность и отличается уже дороговизной конечного турпродукта, практически исключающего посещение мест с массовым скоплением туристов. Здесь программы составляются с учетом индивидуальных пожеланий гостей.

Без драников

Минувшим летом знаменитые сростинские пироги, к сожалению, окончательно потеряли статус гастрономического бренда. Многие туристы жалуются на крайне низкое качество продукции, которая продается сейчас на родине Василия Шукшина.

– Раньше мы всегда по пути в Горный останавливались на сростинском базарчике – поесть чебуреков и драников, – рассказывает жительница Кемерово Ирина Князева. – Последние год-полтора их качество резко упало. Стало просто невкусно. Самое интересное, что многие говорят об этом продавцам, не доедают пироги – выкидывают в урны. Продавцы все видят, знают, но упорно ничего не хотят менять.

Об испортившемся сростинском бренде пишут в социальных сетях, эту тему обсуждают туристы прямо на рынке. Нужно признать, что летом за пирогами по-прежнему очереди. Но все чаще посещение рынка в Сростках становится разовой акцией, а не традицией. Поев местных пирогов, туристы предпочитают в следующий раз останавливаться на перекус уже в другом месте.

– В такой ситуации нужно просто постоянно контролировать качество, – рассказывал в беседе с журналистом «АП» известный московский бренд-шеф Василий Емельяненко, который приезжал в регион во время «Алтайский зимовки». – В Москве я часто покупаю кексы у одних своих друзей. Как-то раз встретился с владельцем и сказал, что они стали невкусными. Через некоторое время выяснилось: произошел сбой по маслу. Кексы делают на натуральном сливочном, но в какой-то момент его заменили на маргарин. Все, цепочка сразу разрушилась. Может, аналогичная ситуация и со сростинскими пирогами. В Алтайском крае есть хорошие шеф-повара. Если возникает проблема с качеством, нужно пригласить специалистов. Они быстро поймут, в чем дело.

Отцы и дети

В минувшем сезоне туроператоры впервые столкнулись с высоким спросом на туры, в которые отправляются исключительно отцы с сыновьями-подростками. Идея поездки заключатся в том, чтобы научить своего ребенка рыбачить, ходить в походы. Такие маршруты преимущественно выбирают состоятельные жители столицы.

– Весь тур так или иначе складывается из постоянных физических нагрузок, своеобразный курс молодого бойца, – рассказывает представитель московского туроператора LB Tour Елена Филатова. – Заказчики предпочитают показывать своим детям Алтай именно со стороны активного отдыха, при этом соблюдая условия по хорошему размещению. В течение дня – рыбалка, походы в горы, полеты на вертолетах, высадка в труднодоступных местах.

По данным компании, в подобные туры на Алтай приезжает много известных личностей.

Сельский туризм

Кстати, что касается турпотока в наиболее известные места края, то за лето «Бирюзовую Катунь» посетили около 300 тысяч человек. Этот показатель сохраняется на уровне прошлого года. Одним из самых популярных природных объектов стали Тавдинские пещеры, с мая по август в них побывали около 100 тысяч человек.

«Сибирская монета» также показывает стабильный результат: с начала года ее посетили порядка 80 тысяч человек, почти половина туристов пришлась именно на летние месяцы. 

– По мере создания обеспечивающей инфраструктуры на территории крупных туристических кластеров возрастает интерес инвесторов, готовых строить новые объекты и создавать более качественные условия для отдыха, – пояснил начальник управления по развитию туризма и курортной деятельности Евгений Дешевых. – Так, в августе заключено соглашение с новым резидентом «Бирюзовой Катуни». Инвестиционный проект включает в себя строительство отеля-велнесс-центра на 80 мест и гостиничного комплекса с туристической инфраструктурой. В игорной зоне до 2024 года планируется построить многофункциональный развлекательный комплекс с казино стоимостью более 3,5 миллиарда рублей.

По данным профильного ведомства, к летнему сезону в регионе ввели в эксплуатацию ряд коллективных средств размещения, а также других объектов туристской индустрии. Это медово-туристский центр, парк аттракционов «Алтайская Ривьера», в Алтайском районе открылся экоотель, база отдыха в Заринском районе, сельский дом в Залесовском районе, мини-отель в Михайловском районе, мини-отель и гостиница в Белокурихе, экодом и две базы отдыха в Чарышском районе. На базе действующих предприятий туриндустрии Завьяловского района введены в эксплуатацию домики охотника и рыбака на 12 мест, в Кулундинском районе построено 12 домов на 36 мест.

Кроме того, сегодня более чем в 20 районах края работает порядка 180 гостевых домов, где оказываются услуги по сельскому туризму. Именно на это направление будет сделана ставка в ближайшее время, учитывая то, что о необходимости развития сельского туризма говорили на прошлой неделе в Санкт-Петербурге на сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации.

По мнению экспертов, агротуризм – одно из самых молодых и перспективных направлений бизнеса. Именно он дает импульс для развития не только сельских территорий, но и всей туристической отрасли края.

Мнение

Инвестор туристического комплекса «Горная страна», известный фотохудожник Алексей Саламатов, на своей странице в «Фейсбуке»:

«А вам тоже кажется несправедливым, что в нынешний туристический сезон в Горном Алтае берут деньги за каждый шаг? Раньше я относился к этому с пониманием. Местное население, мол, живет небогато – пусть зарабатывает. Но сейчас это ушло за грань моего понимания. Уже у каждого камушка с петроглифом стоит алтаец и требует плату за просмотр…

Получается, чтобы зарабатывать большие деньги, нынче в Республике Алтай вовсе не обязательно строить гостиницы, турбазы, кафе и бензозаправочные станции, достаточно поставить пару молодых людей у природной достопримечательности, например у Кызыл-Чина (Алтайский Марс, если кто не в курсе). Туда едут тысячи туристов каждый день. Раньше, насколько помню, брали по 100 рублей с автомобиля, но сейчас уже по сотне с человека! Итого получается несколько миллионов рублей в месяц. При этом никаких тебе билетов, кассовых чеков и прочих формальностей, подтверждающих законность этих сборов. Лично я не успел построить свою «Горную страну», а уже плачу налоги. А эти товарищи платят?»

От редакции: радует, что в Алтайском крае доступ к большинству природных достопримечательностей пока бесплатный.

Фоторепортаж